Арсений Беленький: «Режим самозанятости пока не синхронизировался со всеми законами»

Режим самозанятости уже обосновал свою востребованность: по данным ФНС, к концу августа количество самозанятых превысило 1 млн человек. В первом полугодии 2020 г. количество самозанятых, принимающих платежи через данный сервис, подросло в 10,5 раза по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года, свидетельствуют данные «Yandex.Кассы».

Сейчас особый налоговый режим «Налог на проф доход» (НПД) – самая обычная форма ведения предпринимательской деятельности. Он дает возможность вывести из тени тех, кто работал без всякого дизайна: это достигается легкостью регистрации, отсутствием сложного документооборота и рядом остальных критерий. Другими словами правительство начинает получать налоги. В режиме самозанятости работает огромное количество фрилансеров: профессионалов IT-сферы (к примеру, программеры, веб-дизайнеры, тестировщики, программные аналитики), handmade-мастеров (мастера по изготовлению одежки, мебели, игрушек, украшений и т. п.), педагогов, фотографов, таксистов и репетиторов. Крайние станут весьма нужны с началом новейшего учебного года.

Барьеры для отдельных специальностей

Тем не наименее некие трудности видны уже на данный момент. Часть из их свойственна лишь для представителей отдельных профессий. В главном они вызваны новизной закона о НПД – он пока не синхронизирован со всеми положениями русского законодательства. В данной ситуации совсем нормально, что будут возникать вопросцы, требующие уточнений в законе.

Приведу несколько примеров.

Санитарные нормы для производителей пищевой продукции рассчитаны на промышленные производства, потому самозанятым их выполнить очень трудно. К примеру, в производственных помещениях недозволено есть. Но у подавляющего большинства самозанятых пространство производства и пространство приема еды одно и то же – это их кухня. Не считая того, стенки в производственных помещениях должны быть водонепроницаемыми и моющимися, дверь – гладкой и раскрываться наружу. Все это трудно выполнить самозанятым. Чтоб решить эту делему, необходимо учитывать специфику малых производств.

2-ой пример касается изготовителей одежки и работы на просторах Таможенного союза. Самозанятые столкнулись с тем, что регуляторы отказывают им в выдаче сертификата либо декларации соответствия (вид документа зависит от того, о какой одежке речь). Они разъясняют это тем, что подать заявление на выдачу такового сертификата может лишь юридическое лицо либо личный бизнесмен (ИП); самозанятых как заявителя просто нет в технических регламентах Таможенного союза. Решение – согласовать русские законы и техрегламенты Таможенного союза.

3-ий пример – сдача в аренду недвижимости. Новейший режим применим при сдаче в аренду квартиры, но им недозволено воспользоваться, если идет речь о коммерческой недвижимости (кабинет, апартаменты либо торговая точка). Собственникам таковых помещений как и раньше необходимо регистрировать компанию либо становиться ИП. На наш взор, режим самозанятых можно было бы распространить на всех собственников недвижимости: это дозволит людям законно сдавать хоть какое свое имущество, но не превращать это в всеполноценную предпринимательскую деятельность. Налоговым органам не стоит бояться, что режимом НПД начнут воспользоваться обладатели больших офисных и торговых центров, ведь доход самозанятых не должен превосходить 2,4 млн руб. в год.

4-ый пример. Чтоб законно перевозить пассажиров, таксист должен получить разрешение (обычно – в региональном министерстве транспорта). Создать это может лишь юридическое лицо либо ИП, но никак не самозанятый. При всем этом закон разрешает ИП, получив разрешение на работу в такси, поменять режим налогообложения и платить налог как самозанятому (т. е. 4%, если он получил средства от физического лица, и 6% – если от юридического. – «Ведомости&»). Таковым образом, таксист поначалу обязан оформлять ИП, а потом поменять форму налогообложения на НПД. Эту томную и запутанную систему можно упростить, закрепив законодательно для самозанятых возможность получать разрешение на воплощение таксомоторной деятельности без дизайна ИП (по данным ФНС, перевозкой пассажиров занимаются около 16% самозанятых – это самый пользующийся популярностью вид деятельности. – «Ведомости&»).

Барьеры для всех

Иная часть заморочек носит общий для всех самозанятых нрав.

Одна из более острых заключается в том, что нерадивые работодатели принуждают служащих региться в качестве самозанятых, заместо того чтоб заключать с ними трудовые договоры. Так работодатели сберегают на налогах и взносах в фонды (за штатного сотрудника работодатель платит 13% налога на доход физических лиц и 30% взносов в фонды – Пенсионный, неотклонимого мед страхования, общественного страхования; для самозанятого единственный неотклонимый платеж – налог на проф доход 4 либо 6%, которые он платит сам. – «Ведомости&»). За схожими ситуациями внимательно смотрят проверяющие органы, но нужен баланс: их излишнее усердие может привести к тому, что честные компании будут бояться сотрудничать с самозанятыми.

Осложняет ситуацию отсутствие критериев, которые бы буквально обусловили, в котором случае нужен трудовой контракт, а в котором можно работать с самозанятым. К примеру, у транспортной компании есть штатные водители, а есть самозанятые, которые сами решают, когда им работать, и получают вознаграждение за отработанное время. Трудовая инспекция может посчитать, что компания преднамеренно понижает штатную численность служащих и нарушает закон.

Смущают регуляторов и ситуации, когда у самозанятого лишь один заказчик, – они считают это признаком того, что человек практически работает по найму. Но это не постоянно так: в приведенном выше примере транспортная компания может завлекать в качестве самозанятого пенсионера, который работает лишь в пиковый период, а в остальное время отдыхает. По логике, если человек зарегистрировался как плательщик НПД, конкретно так он и желает работать с заказчиком. Известны случаи, когда муниципальные органы начинали проверки компаний просто по факту работы с самозанятыми: жалоб нет, а проверка есть. На наш взор, верно проводить проверки адресно – лишь при наличии жалоб самозанятых в Трудовую инспекцию, при этом нужно верно найти аспекты, которые дозволили бы отличить честные компании от тех, которые пробуют сберечь на налогах. Лишь в крайнем случае результаты проверок могут служить основанием для переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые.

Есть задачи, которые в рамках закона о НПД пока нереально решить. К примеру, получить пособие по уходу за ребенком-инвалидом либо престарелым родственником может лишь официально безработный, но самозанятый безработным не считается. Таковым образом, люди встают перед выбором: лишиться или пособия, или способности законно подрабатывать как самозанятый бизнесмен. Необходимы законодательные конфигурации, которые посодействовали бы урегулировать эту ситуацию.

И в конце концов, в Рф пока нет органа власти, который бы регулировал деятельность самозанятых и занимался предстоящим развитием этого института. Мы считаем, что таковой орган нужен: регулирование данной формы деятельности было бы наиболее отлично при всеохватывающем подходе.

Есть и оборотная сторона медали: пока сохраняется неопределенность правового регулирования самозанятых, пользователи их услуг остаются не защищенными перед законом. Как вариант, неувязка охраны прав потребителей быть может решена за счет введения неотклонимого страхования ответственности самозанятых. Это дозволит страховым компаниям возмещать материальный вред, если его нанесет самозанятый. При всем этом общая стоимость их услуг вырастет некординально, а защита прав потребителей усилится.

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на веб-сайте

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий