Первый полет президента США Джо Байдена на вертолете VH-92A от Sikorsky/Lockheed Martin, который должен стать новым «бортом №1», откладывается на неопределенное время. Это произошло после того, как Пентагон предупредил Белый дом о непригодности машины к эксплуатации, а также ее возможной ненадежности, особенно при чрезвычайной ситуации. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на соответствующий отчет американских военных и источники. Структурно подразделение, эксплуатирующие вертолеты президента, входит в состав Корпуса морской пехоты США.

Один из собеседников агентства добавил, что Пентагон пока не определил сроки устранения претензий. Белый дом же сомневается, может ли машина в принципе быть введена в эксплуатацию. Конкретные претензии к вертолету источники не назвали. Это резко контрастирует с июньским отчетом Счетной палаты США (GAO), где подчеркивалось, что новый VH-92A «обеспечит улучшенные характеристики, связь и живучесть, но при этом будет предлагать увеличенную пассажировместимость».

Разработка нового вертолета для президента США началась в 2014 г., когда Sikorsky стал ответственным за эту программу, получив от американского правительства $1,24 млрд. Но уже в 2015 г. Lockheed Martin выкупила Sikorsky за $9 млрд у United Technologies, и теперь она ответственна за проект. Первый полет VH-92A состоялся еще в 2017 г., а первые взлетно-посадочные испытания в районе Белого дома проводились с 2018 г. – тогда вертолет выхлопом повредил лужайку у президентской резиденции.

Причем ранее предложение Lockheed Martin выступало конкурентом на тендере Пентагона по новому президентскому вертолету. В январе 2005 г. тендер на закупку президентских вертолетов выиграла та же Lockheed Martin в партнерстве с итальянской Agusta Westland (ныне входит в группу Leonardo) c итальянско-британским вертолетом AW101, который получил обозначение VH-71 и должен был собираться в США. Но в июне 2009 г. президент Барак Обама аннулировал по политическим и стоимостным причинам контракт на VH-71. Потом был объявлен новый тендер, из которого в итоге вышли все конкуренты предложения VH-92, и в 2013 г. Sikorsky VH-92 созданный на базе гражданского вертолета S-92 был выбран на безальтернативной основе.

Согласно отчету аналитической службы Конгресса от июля 2020 г., Корпус Морской пехоты намерен закупить 23 VH-92. Поставку 17 серийных VH-92 планировалось начать еще в апреле 2021 г., а общая стоимость программы в 2020 г. оценивалась в $4,9 млрд.

Как отмечало аналитическое подразделение Конгресса, в ходе испытаний выяснилось, что выхлоп двигателя VH-92 слишком мощный и угрожает состоянию лужайки у Белого дома, используемой в качестве взлетной площадки. Кроме того, в ходе испытаний в 2019 г. были выявлены и более серьезные проблемы – неполадки системы президентской спецсвязи. Их устранение продлилось до лета 2020 г., из-за чего отставание по графику испытаний увеличилось на три месяца. В то же время о серьезных неполадках непосредственно механизмов и конструкций вертолета не сообщалось.

Проблемы при создании специальных бортов возникают очень часто. Основная причина – большие изменения, вносимые в базовую конструкцию воздушного судна, что ведет к увеличению ее массы, говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Поэтому ничего удивительного в ситуации с вертолетом Sikorsky нет, и вполне можно надеяться, что компания проведет должные доработки, отмечает Пантелеев.

Конкурс на вертолет для президента США – вероятно, самый престижный для вертолетостроительной промышленности всего мира, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, и Lockheed Martin, вероятно, примет все усилия для исправления ситуации. Но надо понимать, что вертолет для VIP-перевозок – самое ненадежное транспортное средство, и выбирается тогда, когда нельзя выбрать любой другой способ перемещения лица такого уровня, как президент США. Поэтому повышенные требования служб безопасности к надежности машины вполне объяснимы, заключает эксперт.

Обсудить
Подписаться на уведомления
Международные новости Новости СМИ2 Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтобы скрыть её

Источник: vedomosti.ru