«Газпром» продал Турции наибольший с начала года размер газа

«Газпром» в сентябре 2020 г. стал интенсивно возвращать для себя главную позицию на втором для него по значимости рынке опосля Германии – в Турции, следует из отчетности компании по РСБУ от 13 ноября и данных ФТС. Компания поставила за сентябрь 1,9 миллиардов куб. м газа в страну, что сделалось максимумом с января 2020 г. Относительно аналогичного показателя 2019 г. экспорт вырос практически в 2 раза – с 1,017 миллиардов куб. м. В августе «Газпром» поставил 1,37 миллиардов куб. м газа, а в целом за январь – сентябрь 2020 г. относительно такого же периода 2019 г. поставки снизились на 25% до 8,854 миллиардов куб. м.

С начала 2020 г. «Газпром» терял свою долю на турецком рынке. Так, к примеру, в течение 5 месяцев прямо до июля фаворитом по поставкам газа в Турцию был Азербайджан. Очень росли поставки СПГ в страну в большей степени из Катара и Алжира, также из США.

Навряд ли Турция пробовала понизить свою зависимость от «Газпрома» по политическим суждениям, как, к примеру, делает Польша, считает аналитик Центра энергетики Столичной школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. «Быстрее это прагматичный деловой подход, когда Анкара выбирает более доступное предложение на рынке газа. Прошедшей в весеннюю пору и в летнюю пору им стал спотовый СПГ», – гласит он.

«Газпром» маневрирует потоками

Цены на газ в Европе свалились до рекордно низких уровней. В ответ «Газпром» резко уменьшил прокачку по старенькым газопроводам

На фоне понижения цен на европейских хабах Турция интенсивно отбирала СПГ с затоваренного рынка, а именно из США, отмечает эксперт. «Контрактные цены «Газпрома» с турецкими пользователями привязаны к корзине нефтепродуктов с лагом в 6–9 месяцев. Это исторические договоры по гронингенской модели, в ранце «Газпрома» их осталось не настолько не мало, они больше уступают пространство наиболее гибким договорам с хабовой и смешанной индексацией», – объясняет Капитонов.

Полугодовая задержка с нефтяной индексацией вначале сотворена для большей предсказуемости в планировании профиля закупок газа пользователем, но в весеннюю пору – в летнюю пору 2020 г. она сыграла с «Газпромом» злую шуточку, гласит эксперт. Когда газ на рынке стал стоить в 2–3 раза дешевле, чем по договору с русским концерном, турецкие пользователи практически закончили отбирать контрактные объемы, отмечает Капитонов. Основная причина падения поставок русского газа в Турцию – его сравнимо высочайшая стоимость: в первой половине 2020 г. стоимость русского газа была в 3 раза выше цен, по которым Турция приобретала на наружном рынке СПГ на критериях спот, соглашается директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. А в сентябре контрактные цены на русский газ, будучи привязанными к нефти, начали понижаться, отыгрывая падение котировок темного золота марта 2020 г., объясняет она. Спотовые же цены, напротив, продолжили расти из-за фактора сезонности. Импорт СПГ в сентябре относительно августа снизился на 8,5%. При всем этом спрос на газ в Турции за тот же период вырос на 17%, гласит Белова.

В сентябре стоимость поставки «Газпрома» по договорам с Турцией отразила вешнее падение цен на нефть и русский трубопроводный газ стал конкурентоспособным на турецком рынке и на данный момент стоит дешевле либо сопоставимо с хабовыми котировками, гласит Капитонов. СПГ со спотового рынка устремился, в свою очередь, на азиатские рынки, основным образом в Китай, где цены сейчас на $2 за 1 млн БТЕ выше цен на европейских площадках, замечает он. На этом фоне до конца года стоит ждать роста поставок газа «Газпрома» на турецкий рынок, уверен эксперт. К тому же турецким пользователям еще нужно выполнить условие take-or-pay (бери либо плати), но, быстрее всего, даже при высочайшей динамике в IV квартале оно не будет выполнено и этот момент станет предметом последующих переговоров с «Газпромом», считает Капитонов.

В июне газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники докладывала, что семь личных турецких компаний суммарно задолжали «Газпрому» около $2 миллиардов за невыборку малых контрактных количеств газа по итогам 2019 г. По инфы издания, задолженность образовалась по длительным договорам take-or-pay. В прошедшем году Турция понизила закупки русского газа до 15,5 миллиардов куб. м. В 2020 г. долг лишь возрастает, отмечали источники.

В свою очередь, Белова считает, что масштабные локдауны в Европе могут привести к излишку СПГ на рынке и, соответственно, к падению спотовых цен на газ до уровня либо даже ниже цен «Газпрома». В этом случае рост размеров экспорта русского газа в Турцию замедлится, считает она. При сохранении текущих критерий прохождения 2-ой волны коронавирусной эпидемии объемы поставок увеличатся. Предстоящий рост также быть может обоснован фактором зимы 2020–2021 гг., ожидается, что она будет наиболее грозной, чем прошедшая, замечает аналитик.

В текущей ситуации, когда фактические объемы поставок русского газа в страну падают, а в конце 2021 г. исходит договор «Газпрома» с Botas и рядом независящих турецких компаний на поставку 8 миллиардов куб. м газа, нужно сделать усилия для продления хотя бы части этих договоров, гласит она. Это почти во всем и обусловит будущее положение «Газпрома» в Турции, уверена эксперт. «При всем этом не стоит забывать, что в период остывания отношений меж Москвой и Анкарой в конце 2015 г. опосля поражения нашего бомбовоза турецкие власти поставили цель полного замещения русского газа», – отмечает Белова.

Обсудить
Подписаться на извещения
ТЭК Анонсы СМИ2 Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтоб скрыть её

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий