Госдума приняла в первом чтении законопроекты Минфина по увеличению налогов для добывающих компаний: на ставки по НДПИ в отношении отдельных жестких нужных ископаемых (металлов и удобрений) вводится повышающий коэффициент 3,5, отменяется ряд льгот по НДПИ, включая льготу на добычу сверхвязкой нефти, а зона внедрения налога на доп доход расширяется.

Мысль повысить налоги для добывающих компаний в первый раз возникла в 2018 г. совместно со «перечнем Белоусова». Тогда еще ассистент президента Андрей Белоусов представил президенту Владимиру Путину список из 14 компаний горно-металлургического и хим секторов, которым было предложено платить по 0,5 трлн руб. в год. Основная причина – получение этими компаниями сверхдоходов и низкие налоги. Тогда в итоге переговоров компании согласились инвестировать эти средства в экономику Рф.

Но в законопроекте, который дает правительство на данный момент, нет никакого списка компаний: идет речь о повышении НДПИ, отмене отдельных льгот и изменении расчетных коэффициентов для всех компаний, получающих доход от земли. «Это рентные компании, которым главный доход дает не производительность труда, а земля, – объясняет логику правительства директор Центра конъюнктурных исследовательских работ НИУ ВШЭ Жора Остапкович. – Они высокорентабельные, владеют достаточной прибылью, и они недоплачивают налогов».

По словам статс-секретаря – заместителя министра денег Алексея Сазанова средняя доходность по отраслям, облагаемым НДПИ, составляет наиболее 20%, а по отдельным компаниям – наиболее 50%. По расчетам Минфина, опосля вступления законопроекта в силу налоговая перегрузка на прибыль для таковых компаний повысится на 2%. «Потому мы не ожидаем существенного ухудшения денежного положения таковых компаний от наших инноваций», – произнес он, выступая в процессе первого слушания законопроекта в Думе во вторник.

Специалисты уделяют свое внимание на имеющийся маленький уровень налогообложения рентных компаний, также на очень умеренные аппетиты Минфина. «По действующему в реальный момент в РФ законодательству действенная ставка НДПИ по нефти составляет 40–50% от выручки, по газу – 15%, по драгоценным камням – 8%, по драгметаллам – около 6%, а по жестким полезным ископаемым – всего 0,5–0,6%, – подсчитал доцент кафедры экономики индустрии РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов. – При всем этом за рубежом крайний показатель выше в разы и находится на уровне 2–6%. В связи с сиим внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект о повышении с 2021 г. НДПИ в 3,5 раза для металлургов и производителей удобрений смотрится разумно. По задумке Минфина, это дозволит восполнить бюджет 2021 г. на 56 миллиардов руб.».

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНХП) РАН Александр Широв показывает, что это очень незначимая сумма по масштабам русской экономики. «Конкретно в связи с ее незначительностью возникает основной вопросец: как нужны эти деяния, значительно осложняющие отношения страны и большого бизнеса», – отмечает он.

При всем этом компаниям навряд ли получится переложить возросшие в связи с повышением налогов расходы на потребителей. «Цены на большая часть сырьевых продуктов, которые подпадут под новейший размер налогообложения, формируются по принципу экспортного паритета (цены равны экспортным, скорректированным на курс рубля и за вычетом издержек на налоги и транспортировку) или совершенно в рамках ценообразования снутри вертикально-интегрированных компаний, – разъясняет Широв. – Таковым образом, существенного роста цен на такую продукцию ждать не стоит».

Кроме самих компаний пострадавшими от налоговых новаций могут оказаться регионы, предупреждают специалисты. По Экономному кодексу нормативы зачисления поступлений от НДПИ в федеральный и региональные бюджеты зависят от вида нужных ископаемых. Как следствие, эффект от предлагаемых мер на региональные бюджеты будет зависеть от того, какой вид сырья добывается в том либо ином регионе, объясняет эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Собственные доходы регионов, специализирующихся на добыче нефти и природного газа, вследствие принятия предложенных Минфином Рф конфигураций в налоговом законодательстве могут снизиться, – отмечает он. – Речь до этого всего может идти о Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном окружении и Ямало-Ненецком автономном окружении».

Но эти регионы навряд ли столкнутся с существенными трудностями – там придерживаются ограниченной политики и располагают значимым припасом экономных средств. «Для остальных регионов, в значимой степени зависящих от налогов от нефтегазового сектора и не располагающих настолько существенными резервами, новейшие конфигурации законодательства станут наиболее проблематическими», – объясняет Першин. При всем этом эксперт припоминает, что норматив зачисления поступлений от НДПИ по сплавам и удобрениям в региональные бюджеты составляет 60%. «Невзирая на понижение поступлений по налогу на прибыль, регионы, в каких осуществляется добыча таковых нужных ископаемых, могут прирастить свои доходы за счет огромных поступлений по НДПИ», – отмечает Першин.

Что касается отмены льгот, то ее специалисты тоже оценивают в целом положительно. По воззрению Широва, это «не приведет к массовым банкротствам или иным нехорошим последствиям институционального нрава». Вообщем, нефтяные компании уже пригрозили сокращением инвестиций в новейших критериях, так что ко второму чтению этот пункт может поменяться.

Обсуждение поправок в Налоговый кодекс, предполагающих увеличение ставки НДФЛ до 15% для лиц, чьи доходы превосходят 5 млн руб. в год, Госдума решила обсудить в первом чтении в октябре.

Обсудить
Подписаться на извещения
Налоги и сборы Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтоб скрыть её

Источник: vedomosti.ru