Минфин хочет значительно доработать и усовершенствовать механизм госзакупок. С данной для нас целью ведомство подготовило пакет поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд» (№ 44-ФЗ). «Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных методов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до 3-х более всераспространенных и используемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок. А именно, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным ролью, запросы предложений, которые носят лишний нрав и отчасти дублируют функцию проведения открытого конкурса», – указывается в объяснительной записке к приготовленному Минфином законопроекту.

При всем этом увеличивается предельный размер исходной (наибольшей) цены договора при их проведении с 500 000 до 3 млн руб. Для наиболее дешевеньких госзакупок предлагается применять аукционы. Еще одна поправка дает возможность заказчикам обсудить все детали закупки с возможными поставщиками «на шаге планирования закупки (до размещения уведомления о осуществлении закупки)». Это обязано содействовать увеличению свойства закупок и выбору самого пригодного исполнителя госконтракта. В работающем законе такового не предвидено – обсуждения деталей госконтракта и компетенций поставщиков вероятны лишь во время конкурсных процедур.

По новенькому порядку сама процедура отбора поставщика и заключение с ним контракта обязана проходить весьма стремительно: 4 рабочих денька дается на размещение заявок, 2 рабочих денька – на их рассмотрение, по 1 деньку – на заключение договора для каждой стороны. Информация о поставщиках будет поступать заказчику автоматом из одного муниципального реестра юридических лиц. «Законопроект исключает необходимость доп составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей инфы о проводимой закупке только в уведомление о осуществлении закупки, создаваемое в электрической форме в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок по единым формам электрических документов», – подчеркивается в объяснительной записке. Это обязано уменьшить количество документов, минимизировать появление ошибок технического нрава, заавтоматизировать процесс формирования уведомления о осуществлении закупки.

По словам замминистра денег Алексея Лаврова, принятие поправок законопроекта дозволит окончить переход к электрическому документообороту на всех шагах госзакупок. Результатом станут «сокращение методов закупок, унификация и упрощение всех процедур, типизация договоров, увеличение гибкости при выполнении договоров», – отметил замминистра.

Главные задачи в сфере госзакупок сейчас – это нарушение сроков поставки продуктов либо выполнения работ, плохое выполнение заказа, картельные сговоры меж участниками закупок, задержка оплаты заказчиком, расторжение договора заказчиком в однобоком порядке, перечисляет Сергей Габестро, публичный омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав бизнесменов Борисе Титове. «Планируемые конфигурации в закон о контрактной системе делают наиболее доступной эту сферу для бизнеса, потому что сначала соединены с упрощением процедур закупок, т. е. наиболее обыкновенные и автоматические», – объяснил он «Ведомостям». К примеру, «непременное электрическое актирование (внедрение ЕИС) делает наиболее прозрачным стадию выполнения договоров: обеспечивает своевременную оплату, порядок и сроки приемки выполненных обязанностей по договору», – отмечает эксперт.

Заместитель директора Института муниципального и городского управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский оценивает законодательную инициативу Минфина наиболее сдержанно. По его воззрению, упрощение процедур ориентировано только на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок, но «не на поставку высококачественных продуктов, работ и услуг в интересах людей». «Сейчас двухэтапный конкурс как метод определения поставщиков лидирует посреди остальных методов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%). Исключение этого метода торгов «во имя унификации» либо «в связи с невостребованностью» ничем не обусловлено», – гласит эксперт. Он считает, что нужно «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент методов закупок, потому что заказчики сталкиваются с совсем различными закупочными ситуациями, и наивысшую эффективность могут показать различные методы торгов».

К примеру, ведает эксперт, Дальневосточная генерирующая компания не так давно провела двухэтапный конкурс на право заключения контракта на поставку угля для электростанций: на первом шаге были выявлены заинтригованные в поставке участники и прописаны технические требования; на втором – проведен конкурс по разработанным в итоге первого шага техническим требованиям. Как результат, были заключены договоры с шестью различными участниками, а общая экономия достигнула 20%.

«Другими словами заместо сужения всего до 3-х методов регулятору надлежит ввести новейшие методы, такие, к примеру, как конкурентноспособные переговоры», – считает Головщинский. По его словам, не стоит расширять и долю аукционов в госзакупках. «Электрические аукционы делают имитацию конкуренции. Лишь 32,4% электрических аукционов признаны состоявшимися», – гласит он.

Габестро дает пересмотреть подход к определению эффективности закупок по аспекту «стоимость», потому что это неплохой аспект результативности для однородных продуктов с фиксированным качеством, но нехороший для сложных товаров и работ. «Может быть, нужно пересмотреть роли стоимостных и нестоимостных критериев в определенных законом формах закупок», – гласит спец. Он считает, что законодатели должны оградить заказчиков от нерадивых поставщиков внесением их в темный перечень: если в один прекрасный момент поставщик предоставил недостоверную информацию и документы о для себя, он не должен впредь допускаться к торгам.

По итогам III квартала 2020 г. размер госзакупок в рамках 44-ФЗ по всем отраслям экономики снизился по размеру исходных наибольших цен (НМЦ) на 15% по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года и составил 1,98 трлн руб. О этом сказал на прошлой недельке оператор федеральной электрической площадки – компания «ТЭК-торг».

Согласно отчету оператора лучшую восстановительную динамику по размеру НМЦ демонстрируют такие направления, как сооружения и строй работы в области штатского строительства; оборудование компьютерное, электрическое и оптическое; строения и работы по возведению спостроек. К рынкам с наихудшей восстановительной динамикой по размеру НМЦ относятся: услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследовательских работ и анализа; сплавы главные; средства транспортные и оборудование, проч. В целом по количеству размещенных процедур ни одной из отраслей не удалось выйти на уровень I квартала.

Обсудить Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтоб скрыть её

Источник: vedomosti.ru