Как человечество расстанется с бензином

Глобальные соглашения по борьбе с изменением климата подталкивают страны и автокомпании к отказу от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которые служат одним из основных источников парниковых газов на планете. Помимо стремления сохранить окружающую среду в этом все больше экономического смысла: в 2020 г., по данным Международной ассоциации автопроизводителей, производство автомашин упало на 16%, в то время как электроавтомобили (по данным Всемирного экономического форума) показывают рост продаж пять лет подряд. В России рынок электрокаров пока очень мал, но ситуация тоже постепенно меняется.

Дорога в Париж

Все государства должны безотлагательно усилить меры борьбы с изменением климата, чтобы достичь цели Парижского соглашения по удержанию прироста глобальной средней температуры в этом столетии ниже 2 °С, а при оптимальном сценарии – 1,5 °С, указано в очередном ежегодном докладе ООН по климату, выпущенном в сентябре 2021 г.
Хотя из данных, предоставленных 59% из 191 участника соглашения, следует, что они к 2030 г. сократят выбросы парниковых газов на 10% по сравнению с 2010 г., совокупный объем выбросов в мире за девять лет, по оценке Межправительственной группы экспертов, вырастет на 16%, что может привести к повышению температуры к концу столетия примерно на 2,7 °С. Чтобы удержать темпы потепления в пределах 2 °С, необходимо к 2030 г. сократить выбросы углекислого газа (СО2) не менее чем на 25%, отмечено в докладе ООН.
Так как производство и транспорт входят в число основных антропогенных загрязнителей атмосферы, одной из важнейших задач для государств и бизнеса становится перевод автомобилей на более безопасные для экологии типы двигателей.

Электромобили пошли на обгон

Прошлый год из-за пандемии коронавируса стал худшим для автомобильной индустрии с кризисного 2009 года, но, несмотря на глобальное падение продаж, сегмент электромобилей быстро рос, увеличившись за последний квартал 2020 г. на 144% по сравнению с тем же периодом 2019 г., отмечал Йенс Хёнинг, руководитель исследований автоиндустрии PwC в Центральной и Восточной Европе. Всего за прошлый год в мире было продано 3,1 млн электромобилей, или 4,2% от всех новых продаж.

Крупней рынком для электромобилей остается Китай, но их потребление быстро растет и в Европе. В число ключевых факторов, объясняющих эту динамику, Хёнинг включает стремление стран и корпораций достичь целевых показателей снижения выбросов CO2, меры по стимулированию потребительского спроса и развитие цепочки поставок.

Правительства стран, поставивших задачу как можно быстрее перейти на климатически нейтральные виды транспорта, уже не первое десятилетие реализуют меры по поддержке владельцев электромобилей. Так, в Норвегии, ставшей лидером по доле электромобилей в автопарке (в 2020 г. более половины автомобилей, зарегистрированных в стране, было оснащено электродвигателем), меры по стимулированию спроса на этот тип транспорта действуют с 1990-х гг. Владельцы электрокаров там освобождены от уплаты высокой импортной пошлины, от сбора за регистрацию автомобиля, составляющего около 10 000 евро, а также от уплаты НДС в 25%. Кроме того, для них действуют пониженные тарифы на проезд по платным дорогам, в некоторых городах им разрешено ездить по полосе общественного транспорта и не платить за парковку. По данным национальной организации Norwegian Electric Vehicle Association, лоббирующей продвижение электромобилей, станции для подзарядки стоят через каждые 50 км на всех межрегиональных трассах страны. 

В Германии субсидия на покупку электрокара ценой до 40 000 евро составит 6000 евро. Кроме того, в 2021 г. был одобрен план по строительству 1000 быстрых зарядных станций вдоль основных трасс стоимостью 2 млрд евро.

Всего в Евросоюзе, по данным Statista, в 2020 г. было около 286 000 общедоступных зарядных точек (включая быстрые зарядные станции мощностью свыше 22 КВт и «обычные» мощностью менее 22 КВт).

/Volvo

Помимо пряника в виде государственных субсидий многие страны предлагают и кнут – постоянное ужесточение экологических норм для автотранспорта вплоть до полного запрета автомобилей с ДВС. К 2035 г., согласно экологическому плану EU Green, представленному Еврокомиссией летом 2021 г., Европа должна полностью перейти на «чистые» автомобили, избавленные от выбросов CO2. Фактически это будет означать запрет на продажу новых машин с дизельными и бензиновыми ДВС. Чтобы достичь этой цели, страны ЕС должны инвестировать из бюджета и средств инвесторов около 50 млрд евро в развитие инфраструктуры обслуживания электромобилей. Об аналогичных планах объявила Англия, а также альянс из 18 штатов США.

На этом фоне практически все ведущие автоконцерны объявили о планах отказаться или существенно сократить производство автомобилей с ДВС в пользу более экологичных технологий. 

Успехи гибридизации

MHEV – «мягкий гибрид» с дополнительной батареей и электромотором. При торможении батарея подзаряжается, а при старте движения или разгоне электромотор помогает ДВС, снижая расход топлива и, соответственно, выбросы СО2.
PHEV – полноценный гибрид с подзарядкой от электросети. Более мощные аккумулятор и электродвигатель позволяют автомобилю на короткие дистанции ехать на электроприводе без использования ДВС (как правило, запас хода на одном заряде составляет несколько десятков километров).
BEV – полностью электрический автомобиль без ДВС.

Гибриды рулят

«Автоиндустрия движется к полной электрификации, но это непростой путь, и гибридные автомобили могут стать мостом от ДВС к электромобилям как для потребителей, так и для автопроизводителей», – отмечают эксперты IHS Markit в исследовании «Гибрид: мост к электрификации». По данным аналитиков, к 2033 г. экологичные автомобили займут в США больше половины рынка: 31% новых продаж будет приходиться на гибриды и еще 26% – на электрокары. 

Уже к 2025 г. полностью электрическим будет двигатель у каждого шестого проданного автомобиля, прогнозирует Bloomberg, а к 2040 г. – у двух третей новых пассажирских автомобилей в мире. 

К 2025 г. более 50% произведенных Volvo Cars автомобилей будут электрическими, к 2030 г. – 100%, говорит бренд-продакт-эксперт Volvo Cars Russia Максим Беликов. 

Volvo Cars три года назад запустила амбициозный план по снижению углеродного следа в жизненном цикле своего продукта на 40% к 2025 г., а к 2040 г. намерена стать климатически нейтральной компанией. Согласно плану, к 2025 г. половина производимых автомобилей компании будут гибридными, а половина – полностью электрическими (BEV). 

«Мы рассчитываем стать первым автомобильным премиум-брендом, который полностью заменит свой портфолио моделей на электрические модели», –   говорит президент и гендиректор Volvo Cars Хокан Самуэльссон (его заявление опубликовано на сайте компании). В России к 2025 г. компания планирует довести долю электрокаров и гибридов в объеме продаж до 20%, а к 2030 г. – до 100%. 

Плюс электрификация всей страны

Российский рынок электротранспорта сейчас существенно отстает от мирового, признают авторы концепции развития электротранспорта в России до 2030 г., утвержденной премьер-министром Михаилом Мишустиным в конце августа. К началу 2021 г. парк электромобилей в стране насчитывал, по оценке агентства «Автостат», не более 11 000 шт., или менее 1% от общего автопарка, хотя это и на 71% больше, чем годом ранее. Серийного производства пассажирских электромобилей на данный момент в стране нет, так же как и их ключевого компонента – литий-ионных аккумуляторов. Собственное производство электрокаров появится в России в ближайшие 2–3 года, считает заместитель главы Минпромторга Александр Морозов, об этом он сказал в интервью «РИА Новости» в сентябре 2021 г.

Переход к использованию более чистых, экологичных источников энергии – один из важнейших трендов развития экономики будущего, так что и для России переход от ДВС к электричеству – всего лишь вопрос времени, объяснял «Ведомостям» Артур Смилкстиньш, партнер и соруководитель глобальной автомобильной практики Boston Consulting Group (BCG). 

По утвержденной в августе 2021 г. государственной концепции развития электротранспорта, на первом этапе, до 2025 г., производство электромобилей в стране   должно вырасти не менее чем до 25 000 шт., а количество станций быстрой зарядки (более 50 КВт) – до 9400. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим (а это более 250 000), а число электрозаправок планируется увеличить минимум до 72 000 (хотя реальную потребность авторы концепции оценивают вдвое выше – в 144 000 зарядных станций). Ранее Минэкономразвития   планировало, что количество электрозарядных станций в России к 2030 г. вырастет до 150 000 шт., – об этом газета «Коммерсантъ» писала в мае 2021 г. (издание ознакомилось с презентацией ведомства «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах»). 

/Максим Стулов / Ведомости

По данным KPMG, год назад в России было не более 150 зарядных станций, и около 100 из них – в Москве. Сейчас только в столице, по данным мэрии, больше 200 электрозаправок, а всего в России – около 450. О планах по строительству зарядных станций заявляют многие компании – от технологических до нефтяных. 

Кроме того, в стране к 2030 г. должно быть запущено производство ячеек для аккумуляторных батарей и построено 1000 водородных заправок для техники на этом виде топлива. Запланированные в концепции мероприятия будут финансироваться из бюджета, фонда национального благосостояния и других источников. Общие затраты оцениваются в 591 млрд руб., их них более 80% должно прийти из внебюджетных источников, сообщали «Ведомостям» в пресс-службе правительства. 

Электрокар со скидкой 25%

Опыт многих стран показал, что успешное развитие электротранспорта сейчас возможно только при введении стимулирующих мер господдержки, подчеркивает Артур Смилкстиньш из BCG. В качестве примера он напоминает про обрушение рынка электромобилей в Дании после отмены стимулирующих мер в 2015 г. Датский рынок электромобилей, один из крупнейших в Европе, в течение двух лет сжался более чем на 400%, после чего власти страны признали возможность вернуть некоторые меры поддержки электротранспорта.

Что касается поддержки владельцев электромобилей в России, то в Москве им разрешено не платить за парковку, а в Санкт-Петербурге они освобождены от транспортного налога, разработку похожих мер анонсировали и другие российские регионы. Снижение пошлин и налогов на владение электромобилями ускорило бы развитие сектора в стране, считает Смилкстиньш. 

Сейчас в России уже действует нулевая импортная пошлина на ввоз электроавтомобилей, и министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в ходе Восточного экономического форума – 2021, что поддерживает продление льготного режима.

Кроме того, в сентябре 2021 г. ведомство представило проект поправок к правилам льготного автокредитования, предлагающие компенсировать покупателям электромобилей часть их стоимости. Если инициатива будет одобрена, то покупатели электромобилей, произведенных в России по специальным инвестиционным контрактам (особые соглашения с автокомпаниями о локализации производства в России), смогут получить скидку в 25% их стоимости, но не более 625 000 руб. На такую же скидку смогут рассчитывать те, кто берет электромобиль в лизинг. «Этот шаг – логичное продолжение государственной политики, направленной на стимулирование производства и спроса на транспорт с низким углеродным следом», – цитировала главу Минпромторга «Российская газета».

Новости СМИ2 Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтобы скрыть её

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий