Как химики обучались переписывать «код жизни»

Француженке Эмманюэль Шарпантье и американке Дженнифер Дудне присудили Нобелевскую премию за способ редактирования генома CRISPR/Cas9. В пресс-релизе Нобелевского фонда их способ поэтически назван «переписыванием кода жизни».

Генетические ножницы CRISPR/Cas9 разрешают вырезать и вставлять кусочки ДНК. Широкая общественность выяснила о их в 2018 г., когда китайский ученый Хэ Цзянькуй сделал первых в мире генно-модифицированных людей, устойчивых к ВИЧ. Но подобные опыты на людях осудили во всем мире, и в итоге Хэ отбывает тюремный срок.

Еще до прецедента с Хэ существовали опаски, что внедрение генетических ножниц дозволит сделать, как писала The New York Times (NYT), «антиутопическое будущее, в каком ученые выведут элитную популяцию дизайнерских малышей с завышенным умом, красотой либо иными чертами». Но эта разработка сулит больше благ, чем рисков. К примеру, с ее помощью можно вылечивать рак и биться с наследными болезнями.

Шарпантье изучила бактерию Streptococcus pyogenes, возбудителя скарлатины и остальных зараз. Она обрисовала ее способность защищаться от вирусов, расщепляя их ДНК. В 2011 г. она опубликовала подробное описание данной для нас возможности и в том же году познакомилась с Дудной, у которой был большенный опыт работы с РНК. Работая по различные стороны Атлантического океана, они совместными усилиями узнали, как разрезать ДНК в заблаговременно определенном месте. Благодаря собственной простоте система CRISPR/Cas9 стала самым пользующимся популярностью посреди ученых способом генетического редактирования.

Как Шарпантье стала странницей

Шарпантье родилась в 1968 г. в маленьком городе неподалеку от Парижа. Предки поддерживали все ее идеи, от увлечения фортепиано до балета. В конце концов Шарпантье обусловилась, что желает от жизни: поднять медицину на новейший уровень. Она закончила Институт Пьера и Марии Кюри в Париже и защитила диссертацию в Институте Пастера, исследуя фрагменты ДНК микробов, которые разрешают им получать иммунитет к лекарствам.

Эмманюэль Шарпантье /Max Planck Gesellschaft

Шарпантье желала управлять лабораторией в Институте Пастера. Самый резвый метод достигнуть этого поста – стажироваться пару лет за границей, рассудила она. «Я была обычным французским студентом 1990-х – я была уверена, что опосля недлинной поездки за предел всю оставшуюся жизнь проработаю на родине», – говорила она журнальчику Nature.

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий