В четверг, 21 января в русском прокате свершилась премьера новейшего мульта студии Pixar «Душа» (Soul, 2020). Выйти на экраны в нашей стране он был должен еще 25 декабря, но помешала эпидемия. Режиссер и один из создателей сценария «Души» – Пит Доктер, создатель таковых шедевров, как «История игрушек», «Компания чудовищ», «ВАЛЛ-И», «Ввысь», «Головоломка». Судя по рейтингу «Души» на веб-сайте Rotten Tomatoes – 96/88% (положительные рецензии критиков/положительные отзывы зрителей), Доктер сумеет восполнить коллекцию собственных наград, посреди которых уже есть два «Оскара», 5 «Энни» (премия Интернациональной ассоциации анимированного кино ASIFA), парочка «Золотых глобусов».

Боты в спальне

Родившийся 52 года вспять в Миннесоте Доктер вообще-то желал стать – созвучно фамилии – доктором. Как досадно бы это не звучало, он падал в обморок при виде крови.

Его сестры увлекались музыкой и связали с ней свою карьеру. Кирстен стала педагогом игры на альте в Оберлинском институте (Огайо), а Кари – виолончелисткой в оркестре нью-йоркской Метрополитен-оперы. Пит в детстве любил отрисовывать флипбуки. Вообщем, почти все сиим увлекались: в тетради на каждой страничке изображали человечка, стоящего мало по другому, чем на предшествующей страничке. А позже стремительно перелистывали странички – и картина оживала.

Когда Питер подрос, он стал созодать кукол, сотки кукол и воскрешать их при помощи позаимствованной у родителей камеры. Он заставлял их двигаться и по-настоящему. Как-то предки отвезли его в Диснейленд, где больше всего его поразил аттракцион «Зачарованная комната Тики» с роботами-попугаями. Он воссоздал ее жителей у себя в спальне – из поролона, перьев, скорлупок от кокосов, бамбука, пальмовых листьев, электромагнитов от дверных звонков и всего остального, что сумел отыскать. «Они пели и говорили, кто-то играл на пианино, а кто-то на барабане, – вспоминала его мама в интервью Star Tribune. – Электромагнитов оказалось недостаточно, чтоб все это работало». Другие детки брали для себя на карманные средства различные игрушки, а Питер на 14-летие подарил для себя воздушный компрессор и перевел работу фигурок на пневматику. «Сейчас я делаю то же самое, что и в детстве, лишь использую для этого компьютерное оборудование на миллионы баксов», – пошутил Доктер в общении с интернет-изданием Interviewly.

Творить ему помогала буйная фантазия. Иногда она приводила к казусам. К примеру, как-то он поглядел кинофильм «Планетка обезьян» и на перемене приглядывался на школьном дворе к разным приспособлениям для лазания, представлял себя гориллой в вольере. В которой-то момент он сообразил, что остался один: замечтавшись, не увидел, что издавна прозвенел звонок и все ученики ушли на урок. Окончилась история объяснениями в кабинете директора.

«Социально неудобный»

И все таки Доктер не задумывался связывать свою жизнь с анимацией. Дело в том, что отрисовывал он не весьма отлично. «Понимаете, постоянно есть детки, которым не нравится, что их осаждают просьбами нарисовать лошадка, нарисовать дракона. Это не обо мне – я как раз грезил быть таковым ребенком», – признавался он газете Variety. Для него мультипликация была методом скрыться от заморочек в своем мире.

Сам Доктер описывал себя как «чудаковатого парня из Миннесоты, который любит отрисовывать мульты» (тут и дальше цитаты по Star Tribune). Его мама, педагог музыки, охарактеризовывала его как стопроцентного ботаника.

Коллективная ответственность

Как различаются западная и восточноевропейская школы анимации? «Восточноевропейские анимированные киноленты – это быстрее произведения искусства, – говорил Доктер Radix. – Они вправду выражают личный взор. А то, что делаем мы, больше похоже на водевиль либо утехи. У нас тоже есть некое личное видение, но мы также постоянно помним о аудитории. Что сыграет, на что она отзовется? <…> Как устроена работа на студии? Вы делаете что-то и даете это другому человеку. Он дает конфигурации. Вы вносите их и показываете материал еще одному человеку, и он тоже дает что-то поменять. Постоянно есть свежайший взор, подчищающий [недоработки]». Веб-изданию Interviewly он описывал результаты такового подхода: «Наш секрет в том, что мы делаем минимум восемь паршивых версий всякого кинофильма и переделываем, пока не сочтем, что он довольно неплох, чтоб вы его поглядели.

В школе Доктер не числился особо даровитым учеником. Он был умен, но мыслил очень нелинейно, чтоб получать отличные оценки. «Он обучался отрисовывать сам. Уроки рисования он не обожал, они казались ему очень упорядоченными, очень ограниченными», – вспоминал его отец. А компаньон Джером Граф, на пару с которым Доктер делал номера для школьной самодеятельности и снимал киноленты (вроде комедии о том, как джазмен становится барабанщиком на галере и рабы пробуют грести под его ритмы), откликался о ходе мыслей Доктера так: «Время от времени говорить с ним – все равно что пробовать вынуть одежку из работающей барабанной сушилки».

Доктер признавал: «Есть причина, по которой аниматоры предпочитают отрисовывать, а не говорить с людьми. Они социально неудобные люди. Постоянно есть необходимость разговаривать, но говорить с людьми время от времени бывает жутко – осознаете меня?» Эта неловкость лишь усилилась, когда он в 11 лет перебрался с родителями на время жить на историческую родину, в Данию. Его отец работал над докторской о датской музыке. «У меня не только лишь не возникли новейшие друзья и новое свита. Я даже не осознавал, что вокруг меня молвят Отрисовывать людей было намного проще, чем говорить и вести взаимодействие с ними», – вспоминал Доктер в интервью радиохолдингу NPR.

Правда, ему пришлось научиться разговаривать. «На любой анимированный проект уходит 3–4 года. Их трудно созодать, не наладив отличные дела с людьми, с которыми работаешь», – разъяснял он Radix.

Нежданный выбор

Доктер поступил в Институт Миннесоты, где изучал философию и посетил несколько занятий по искусству. Через год он перевелся в Калифорнийский институт искусств и там получил собственного первого «Оскара» – правда, студенческого. За дипломную работу, рисованный от руки мульт «Соседка» (Next Door, 1990), ему вручили заслугу Академии синематографических искусств и наук, но не реального «Оскара», а так именуемую заслугу Студенческой академии. Вообщем, и истинной статуэткой академики Доктера позднее одарили: наилучшими анимированными полнометражными фильмами года были признаны «Ввысь» (Up, 2009) и «Головоломка» (Inside Out, 2015).

«Соседку» иногда именуют ранешным наброском к мульту «Ввысь». Она ведает о старенькой сварливой даме и ее раздражающе неунывающей соседке. Мульт чуток не погиб не родившись. Южноамериканская почта растеряла половину рисунков, которые Доктер выслал на студию для перевода на пленку. Пришлось ему перерисовывать недостающие кадры. Потому в титрах он в шуточку выражает благодарность почтовой службе США за помощь в исправлении ошибок в черновиках.

Доктер возлагал надежды устроиться на работу в Disney. Но предложения поступили от команды, снимающей быстро набирающий популярность мультсериал «Симпсоны» (The Simpsons 1989–…), и от студии Pixar. Доктер избрал последнюю, и знакомые решили, что он сошел с разума. Во-1-х, он постоянно желал отрисовывать от руки, а не заниматься компьютерной анимацией. Во-2-х, согласился на работу с практически неведомой анимированной студией. Еще не так давно Pixar была «дочкой» компании Lucasfilm, которую в 1986 г. купил Стив Джобс за $5 млн. Джордж Лукас желал за нее $30 млн, но из-за развода с супругой ему срочно необходимы были средства, потому он понизил стоимость вшестеро. Компания делала программное обеспечение для мед компаний, производящих диагностическое оборудование, выпускала маркетинговые ролики для конфет Life Savers и соков Tropicana и не могла вылезти из убытков.

Доктер разъяснял, что увлекся мыслью заняться кое-чем новеньким и сыграть в азартную игру, сделав в карьере ставку на черную лошадку. Когда он пришел в первый раз на работу, аниматоров в штате студии было меньше 10, вспоминал Доктер. На данный момент счет идет на сотки, Pixar стала одной из самых коммерчески удачных анимированных студий в истории, и в 2006 г. Walt Disney Pictures выложила за нее $7,4 миллиардов.

Фотогалерея /  5 фото

Конфеты, игрушки и Стив Джобс

Доктер начал свою карьеру в Pixar на последующий денек опосля окончания института. «Людям, выпустившимся до меня, приходилось зарабатывать, придумывая упаковки для бакалейных продуктов. В течение длительных лет не было доступной работы, кроме [роликов об игрушечных пони] My Pretty Pony и остальных отстойных вещей, которые не давали творческого ублажения, – гласил Доктер журнальчику Radix. – Но когда я закончил институт, промышленность начала расти Выходит, я родился в удачное время».

Как-то отец Доктера обронил, что его отпрыск вырос, но из детского возраста так и не вышел. Что ж, Доктер избрал пригодную себе фирму. «В ту пору Pixar снимала помещение в торговом центре, – говорил Доктер Star Tribune. – В кабинете стояло два большущих стола. Один был завален конфетами, иной – игрушками Когда выдавалось свободное время, мы в их игрались». Тогда Доктер в первый раз узрел Джобса. Тот приехал в студию на древнем затрепанном AMC Hornet. Приблизительно через два часа опосля его возникновения пришло время перерыва. Все, включая Джобса, надели оборудование для лазертага, выключили свет в кабинете и устроили бой на лазерах. Культура Pixar до сего времени различается от серьезных характеров большинства голливудских студий, убеждает Star Tribune. Ее можно сопоставить с кланом, а в финишных титрах всякого мульта перечисляются все детки, показавшиеся на свет у служащих во время его производства.

Pixar начала с производства малометражных компьютерных мультов, а в 1995 г. выпустила собственный 1-ый полный метр – «Историю игрушек» (Toy Story). Идею разработали три сценариста, в том числе Доктер. Позже на помощь позвали еще 3-х создателей. «Я отвечал в главном за сюжет и развитие персонажей», – гласил Доктер Radix, также он был ведущим аниматором. Опосля фуррора мульта была запущена в создание 2-ая его часть, вышедшая в 1999 г., сценарий к которой тоже писал Доктер. А вот третью (2010) и четвертую (2019) части придумывали уже без него.

Для чего стращают монстры

Последующим триумфом Доктера стала «Компания чудовищ» (Monsters, Inc., 2001). Доктер, который также был сценаристом и режиссером кинофильма, сумел представляться, играя словами (по-английски режиссер – director): «Я Пит Доктер, директор Компании чудовищ». Лента принесла бы Pixar «Оскара» – но в том же году Dreamworks Pictures выпустила «Шрека» (Shrek), и заслуга ушла к нему.

«Я в детстве твердо знал, что в моем шкафу прячутся монстры, мечтая меня испугать. Итак, мы задались вопросцем: почему монстры стращают малышей – что они получают от этого? Сначала мы задумывались, что они так забавляются – один монстр стращает, а остальные посиживают в зрительном зале и смеются, – говорил Доктер Interviewly. – Но мысль, что они посиживают в заводском цеху, показалась наиболее смешной. Так мы выдумали, что клики кошмара – это источник энергии».

В «Компании чудовищ» Доктер был одним из аниматоров, создававших финишную сцену. Но ему все пореже удается отрисовывать. 10 годов назад журнальчик Radix задал вопрос, сколько кадров выходит из-под его пера. «Ноль, – с горечью дал ответ Доктер. – Как вы в чем либо преуспеваете, оказывается, что для вас не нужно больше сиим заниматься. Вы перебегайте на уровень, когда вы управляете иными людьми».

Доктер выдумал теорию мульта «ВАЛЛ-И» (WALL-E, 2008), но позже передал ее в разработку Эндрю Стэнтону. Сам он в то время занимался мультом «Ввысь». «Мысль родилась из моего собственного желания сбежать от мира. Никто не предупреждал меня, что как режиссер я буду обязан весь денек бегать и говорить с людьми, а ведь я совершенно не экстраверт, – говорил он Interviewly. – Потому к концу денька мне обычно хотелось залезть под стол и спрятаться».

Поначалу было задумано, что герой мульта должен улететь вкупе с домом на тропический полуостров. «Но я пошевелил мозгами, что зрители и так очень нередко лицезреют острова, – разъяснял Доктер (тут и дальше цитаты по журнальчику The Hollywood Reporter). – Потом мы услышали о столовых горах [тепуи] в Южной Америке. Мы попробовали отыскать все их фото и как можно больше исследовательских работ о их. Но оказалось, что придется туда двигаться, – это было так диковинное пространство, что необходимо было как можно больше срисовать с действительности». Так 10 человек из студии во главе с Доктером нежданно направились в творческую командировку в Венесуэлу.

Их усилия оправдались. «Ввысь» принес «Оскара» и стал первым анимированным фильмом, открывшим Каннский фестиваль. К слову, девченку Элли в нем озвучивает дочь Доктера Элли, которой тогда было девять лет. «Она была весьма похожа на этого персонажа – энергичная и глуповатая. Но позже ей исполнилось 11 лет», – гласил Доктер. Всего у их с супругой Амандой двое малышей.

«Мысль кинофильма в том, что тебя засасывает суета обыденности и лишь время от времени ты вроде бы просыпаешься и думаешь: «Ого! Время, которое я провожу с семьей и друзьями, бесценно… и оно утекает как песок через пальцы, – разъяснял Доктер телеканалу Syfy Universal. – Когда мы в первый раз проявили Джонасу [Ривере, продюсеру мультфильма] сценарий, он сделал нам наилучший любезность. Он просто произнес: «Мужчины, на данный момент я желаю пойти домой и побыть с детками и супругой».

Сколько есть чувств

Фуррор «Ввысь» Доктер отпраздновал, построив большой дом на дереве на заднем дворе собственного дома в районе залива Сан-Франциско. «Еще ребенком я грезил жить на дереве, и эта мечта никуда не делась», – разъяснял он бюрократам, оформляя разрешение на постройку. Но потому что он не желал причинять вред живому дереву, дом был сооружен на искусственном дубе высотой 15 м.

Последующий его сценарий был посвящен желаниям и чувствам. «Головоломка» повествует о том, как разные эмоции управляют нашим поведением. «Мы стремительно сообразили, что не достаточно знаем данную тему и лучше провести маленькое исследование, – говорил Доктер NPR. – Выяснилось, что ряд ученых выделяют три главные эмоции. Остальные – 27. Есть те, кто насчитывает 16 либо другое количество в этом спектре Так что мы остались без ответа на основной наш вопросец: сколько же есть чувств?» В конце концов было принято решение тормознуть на версии южноамериканского психолога Пола Экмана, тем наиболее что он работал как раз неподалеку от штаб-квартиры Pixar, в Калифорнийском институте в Сан-Франциско. Экман писал о 6 базисных чувствах: гнев, ужас, печаль, омерзение, удовлетворенность и удивление. «Это было уже близко к удобному, управляемому количеству героев Я нарисовал их и решил, что удивление и ужас вышли очень схожими, так что давайте обойдемся без удивления. Так их осталось пятеро».

В 2018 г. один из основоположников студии Pixar Джон Лассетер был уволен с поста головного креативного директора Pixar и Walt Disney из-за обвинений в неприличном поведении. Его должность разделили на две. Основным креативным директором Walt Disney стала актриса, режиссер и сценарист Дженнифер Ли, а аналогичную должность в Pixar занял Доктер.

Попутно он продолжил работу над последующим проектом – «Душой». «Нам пришлось привлечь сотки людей, от профессионалов по религии до шаманов и педагогов йоги <…> чтоб обсудить, откуда приходит душа», – говорил Доктер интернет-изданию Collider. Но сам кинофильм, как он считает, не о мистике, а о том, как детям разобраться в собственных чувственных дилеммах, – в этом случае через взор с позиции 45-летнего чернокожего джазмена.

Обсудить
Подписаться на извещения
Софья Корепанова Культура Анонсы СМИ2 Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на веб-сайте

Источник: vedomosti.ru