Госдума 21 октября одобрила во 2-м, решающем чтении президентский пакет законопроектов в развитие его же поправок к Конституции. Больший резонанс вызвали поправки в закон «О Конституционном суде» (КС). Ко второму чтению депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас предложили комплекс поправок, в том числе запрет на публикацию в любом виде особенных воззрений арбитров КС по поводу решений КС. Не считая того, парламентарии предложили запретить арбитрам также «критиковать в которой бы то ни было форме решения», которые КС уже принял.
Принятие решений в КС коллегиальное, при их подготовке все высказываются, приводится вся аргументация, напомнил Крашенинников, отвечая на критику оппозиционных депутатов на заседании Госдумы 21 октября: «Опосля принятия коллегиального решения выносится данный документ, и нужно сказать, что, в отличие от остальных судебных решений, это решение окончательное, оно не подлежит обжалованию». Запрет на обнародование особенного представления арбитров нужен «для избежания политизации конституционного процесса», растолковал Крашенинников: «Это единственное, для что он нужен».
Депутат от ЛДПР Сергей Иванов заявил, что особенное мировоззрение воспрещают арбитрам не в уголовном процессе, где быть может потаенна, сплетенная с личностью человека, с сохранностью. Он предупредил коллег, что тем из их, кто будет назначен представителем Госдумы в КС, также будет запрещено что-либо объяснять. «И вот эти все [изменения] проходят под эгидой того, что мы приводим все в соответствие с Конституцией. Где в Конституции о этом было написано?!» – возмутился депутат. В Конституции написано, что разбирательства во всех судах открытые и гласные, кроме определенных случаев, напомнил Иванов: «Но какие тут определенные случаи, когда мы определяем, соответствует Конституции законодательная норма либо не соответствует? Это полная узурпация власти».
Особенное мировоззрение арбитров становится потаенной
В итоге реформы КС их работу делают фактически непубличной
Поправки также изменяют порядок предназначения председателя КС и 2-ух его заместителей: на данный момент президент выбирает их, а Совет Федерации утверждает, но лишь из числа арбитров КС. Сейчас можно будет выбирать не только лишь из числа арбитров КС. Клишас заявил газете «Коммерсантъ», что новенькая норма, касающаяся порядка предназначения председателя КС и его заместителей, не отменяет остальных требований к кандидату на должность судьи КС. Согласно закону арбитром КС быть может назначен гражданин РФ не молодее 40 лет с идеальной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не наименее 15 лет, владеющий признанной высочайшей квалификацией в области права. Но из текста поправок Клишаса и Крашенинникова прямо не следует, что требования для арбитров КС распространяются и на их управляющих, назначаемых не из их числа.
Опрошенные «Ведомостями» юристы с Клишасом согласны: описанные в законе требования к арбитрам КС будут распространяться и на вновь назначенных управляющих суда. «Клишас прав в том, что новейшие нормы не отменяют остальных требований к кандидату на должность судьи КС», – гласит старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин. С сиим согласен и доктор юридических наук, прошлый член президентского Совета по правам человека Илья Шаблинский: «Это разумно, если [на эти должности] будут выбирать кого-либо из Совета сохранности либо какого-то работника администрации [президента], то он должен соответствовать этим же аспектам, что и все другие судьи».
Вопросец «вызревания» схожей нормы, непременно, имеет политическую составляющую и не имеет дела к попыткам закрыть настоящие пробелы работающего законодательства, отмечает Добрынин. «Президент желает, как и во всем, иметь возможность юридического маневра, даже – и тем наиболее – если это касается главных позиций в высшем судебном органе страны. Было бы удивительно, если б эту возможность законодатели не положили на законодательную бумагу и оперативно не сделали законом. Вопросец сейчас в фигуре, которая рано либо поздно сменит [нынешнего председателя КС] Валерия Зорькина на этом томном для него посту», – гласит собеседник «Ведомостей».
Те, кто готовил поправки, считают, что власть обязана быть еще наиболее консолидированной, чем на данный момент, считает Шаблинский. Это практически значит отказ от принципа разделения властей, отмечает эксперт.
Обсудить
Подписаться на извещения
Светлана Бочарова Власть Отвлекает реклама? С подпиской
вы не увидите её на веб-сайте
Источник: