Кто оцифрует промышленность

Пандемия коронавируса подстегнула цифровую трансформацию во всех отраслях, усилив спрос на и без того дефицитных IT-специалистов, сообщала РАЭК. Теперь охотятся за талантами не только IT-компании, но и банки, ритейл и промышленные предприятия. Промышленность должна стать привлекательной для айтишников тем, что может предложить масштабные практические задачи и работу на конкретный результат, считает вице-президент по персоналу металлургической компании Evraz Наталья Ионова.

На карте цифровизации

Лидеры по темпам внедрения цифровых технологий в России – банки, ритейл и телекоммуникационные компании, в конце списка – металлургические компании и предприятия по добыче полезных ископаемых (объединены в одну категорию), производители фармацевтических препаратов и машиностроители. Таковы данные исследования цифровой зрелости российских компаний, которое провели SAP, Deloitte и iR&D Club в конце 2020-го – начале 2021 г. Металлургия отстает от флагманов цифровизации примерно на 30–40%. Аналитики The Boston Consulting Group (BCG) объясняют эти цифры разрывом между стратегией и реализацией: в металлургии он составляет 30%. Для сравнения: в области IT разрыв всего 7%. У многих компаний отрасли есть амбициозные цифровые стратегии, пишут аналитики, однако их воплощению мешают неточная подгонка стандартных программных решений под потребности предприятия, недостаточное использование гибких (agile) методов внедрения программ, а также ошибки при поддержке этих цифровых решений в течение долгого времени даже при изменении режимов работы, качества сырья или внешних требований, таких как законы о выбросах. 

Среди других причин – цифровые решения внедряются фрагментарно, не всегда затрагивают все производственные и бизнес-процессы, а внедренные решения не интегрированы между собой.

Большинство крупных российских компаний и сами признают: они не используют возможности технологий и инноваций на 100%, пишут PwC и ABBYY в совместном исследовании «Digital IQ 2020 в России» (опрос представителей более 100 компаний из разных отраслей в IV квартале 2020 г.). 

Но факт остается фактом: в пандемию важность цифровой трансформации только выросла, уверены более 80% из 700 руководителей крупных компаний разных отраслей, которых осенью 2020 г. опросили эксперты BCG. «Компании ищут конкретные решения с использованием цифровых технологий, которые будут способствовать работоспособности и восстановлению их бизнеса, позволят обеспечить широкомасштабное внедрение новых способов работы, защитят их системы от киберрисков, усилят возможности в области цифровой коммерции и маркетинга, а также позволят повысить автоматизацию операций и цепочек поставок», – писала BCG. Исследование Digital IQ еще оптимистичнее: 94% российских компаний не сокращали бюджеты, не замораживали инновационные проекты и цифровые инициативы в ответ на кризис.

С верой в рост

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения отрицательно повлияли на мировой рынок металлов, хотя от страны к стране ситуация разнится. В 2020 г. общее производство стали в мире сократилось на 0,9% до 1,86 млрд т, а потребление – на 0,2% до 1,77 млрд, говорится в отчетах World SteelAssociation. При этом в России производство стали выросло на 2,6% до 73,4 млн т. В 2021 г., по последним оценкам ассоциации, мировой спрос может вырасти на 5,8% до 1,87 млрд т, а в 2022 г. – еще на 2,7% до 1,92 млрд т.
В 2021 г. спрос может вырасти благодаря ускоренной реализации нацпроектов в области инфраструктурного и жилищного строительства, пишут аналитики Deloitte в отчете «Обзор рынка черной металлургии – 2020».

Мишень для цифры

Хотя металлургия и отстает по темпам цифровизации от банков и телекома, но огромный прогресс отрасли налицо, отмечает Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства. «За последние годы металлургия шагнула от состояния алхимии в начале 1990-х, когда ферросплавы добавлялись в расплав лопатами, до сверхточных систем, контролирующих скорость кристаллизации металла по всей поверхности проката», – рассказывает он. Благодаря цифровизации удалось кратно снизить уровень брака, увеличить скорость выплавки готового проката, а специальные приложения позволяют заказать прокат в интернет-магазинах производителей, добавляет Гришунин. 

За счет цифровизации можно повысить добычу на 10–20%, производительность бурения – на 20–30%, выпускать больше металла на 3–5% при экономии топлива до 5–10%, а также продлить время службы основных средств производства на 8–10%. Это данные доклада «Догнать цифровое будущее: металлургия и горнодобывающий сектор», который BCG опубликовала в феврале 2021 г. (глобальный опрос 75 компаний). Цифра поможет на всех этапах – от производства до продаж. Например, искусственный интеллект может прогнозировать закупочные цены на 97% точнее человека и поможет снизить накладные расходы в среднем на 30%. Цифровизация полезна и тем, кто ориентирован на развитие промышленной и экологической безопасности. Она позволяет уменьшить травматизм на производстве на 5–12%, а выбросы снизить на 15–30%. Последнее особенно важно для компаний, которые продают продукцию на европейский рынок: ЕС планирует ввести трансграничный углеродный сбор за выбросы. 

Впрочем, есть проблемы, которые тормозят отрасль. «Доменное, агломерационное и коксохимическое производства зачастую представлены старыми установками, которые плохо подвергаются цифровизации и требуют человеческого присутствия. Также трудно оцифровывать складское хозяйство и бороться с пересортицей – для этого надо оцифровать поставщиков продукции, угольщиков и производителей руды», – приводит примеры Гришунин.

Evraz системно занимается цифровой трансформацией бизнеса с 2017 г., за это время реализовано свыше 130 проектов. Evraz развивает цифровые технологии, чтобы повысить безопасность работы сотрудников и эффективность бизнеса, а также скорость процессов и удобство взаимодействия для клиентов, объясняет представитель компании. Ежегодный экономический эффект от цифровых проектов, внедренных в Evraz только в 2020 г., оценивается в сумму около $20 млн.

Evraz определил основные технологии, по которым выстраивает цифровую экосистему. Это продвинутая аналитика, задействующая машинное обучение и искусственный интеллект, базовая индустриальная аналитика, экспертные системы, видеоаналитика, электронный документооборот и мобильные решения. В прошлом году в приоритете была продвинутая аналитика: в рамках совместного проекта с BCG ее внедрили на шести предприятиях в трех дивизионах компании: «Урал», «Сибирь» и «Уголь». 

/Пресс-служба ЕВРАЗ

Например, в электросталеплавильном цехе «ЕВРАЗ Объединенного Западно-сибирского металлургического комбината» (ЕВРАЗ ЗСМК, Новокузнецк) с помощью продвинутой аналитики выявили 80 факторов, которые могут привести к возникновению брака при выпуске стальных заготовок для рельсов. «Цифровая система, учитывая взаимосвязи между этими параметрами, дает подсказки по основным управленческим воздействиям на двух основных переделах электросталеплавильного производства – агрегате комплексной обработки стали и вакууматоре», – отмечали топ-менеджеры Evraz и BCG в совместной статье для «Эксперта». 

Другой пример – цифровизация в сфере промышленной безопасности. В среднесортном цехе ЕВРАЗ ЗСМК работает система автоматического обнаружения человека в опасной зоне. При появлении там работника срабатывает светозвуковая сигнализация и отключается технологическое оборудование. А в рельсобалочном цехе комбината при угрозе жизни человека оборудование блокируется, рассказывают в компании.

Не остаются в стороне и доменные мощности. Запущенные после масштабного техперевооружения домны № 6 и № 7 на «ЕВРАЗ Нижнетагильском металлургическом комбинате» оборудованы экспертной системой анализа и регулирования технологического процесса, контролирующей и анализирующей свыше 12 000 параметров. Система позволяет настроить оптимальный технологический режим и автоматически управлять плавкой. В Evraz также подчеркивают, что это самый современный и экологичный доменный комплекс в РФ.

Впрочем, без человека искусственный интеллект не справится. «Человек мыслит более гибко, нежели машина, лучше может реагировать на нестандартные ситуации и предлагать нестандартные решения. Цифровые решения позволяют убрать рутину, оставив сотрудникам квалифицированный труд», – объясняет представитель Evraz. 

Отрасли нужны IT-кадры

Сейчас в сфере информационно-коммуникационных технологий занято 1,8 млн человек, больше половины из них – в не связанных с IT компаниях, такие данные приводил директор РАЭК Сергей Плуготаренко в сентябре 2020 г. Каждая пятая вакансия в Москве открыта для IT-специалистов, писал летом 2020 г. ТАСС со ссылкой на департамент информационной политики города. «Айтишники сегодня создают более 5% ВВП, а косвенное влияние их продуктов на экономику России уверенно перевалило за 50%», – рассказывал Плуготаренко. По его прогнозу, потребность в высококвалифицированных кадрах к 2024 г. увеличится до 290 000–300 000 человек в год.

IT-специалисты – одна из пяти ключевых групп, для которых Evraz с 2021 г. строит свой HR-бренд, рассказывает Ионова. Evraz даже открыл центр разработки в Новосибирске, чтобы привлекать кадры в области data science в одной из неформальных IT-столиц страны. Однако конкурировать за них приходится как с российскими, так и с зарубежными компаниями.

«Во многих компаниях практикуется такой подход: нужно получить результат любой ценой. У нас не так: на первом месте всегда стоит безопасность сотрудников», – рассказывает Ионова. Evraz привлекает IT-специалистов нестандартными задачами. «Благодаря нашим разработчикам теперь на опасных участках действуют роботизированные механизмы, контролирующие, чтобы люди не рисковали собой, – говорит Ионова. – И у нас уже реализовано много цифровых проектов, которые могут привлекать специалистов».

Для сотрудников и руководителей Evraz, задействованных в цифровизации,проводятся обучающие программы. По словам Ионовой, на курсе McKinsey,стартовавшем в конце 2020 г., в несколько потоков обучалось 900 человек. Такой масштаб объясняется тем, что в компании набирает обороты «Цифровая трансформация»: по планам уже в 2021–2023 гг. цифровые проекты должны сгенерировать для Evraz дополнительные $150 млн.

Кадры или люди: ставка на человеческий капитал

  • Время для жизни, гибридный формат работы и запрос на обучение – новая парадигма на рынке труда
  • Валентина Ватрак: «Все больше людей хотят своей работой приносить пользу обществу»
  • Наталья Ионова: «Именно наличие талантливых, неравнодушных людей обеспечивает устойчивое развитие Evraz»

Показать все Новости СМИ2 Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий