Нобелевская верхушка Луизы Глюк

Судьи избрали лауреата, более созвучного меняющемуся миру и эре пандемии, пишет The Wall Street Journal (WSJ) про награждение 77-летней американской поэтессы Луизы Глюк Нобелевской премией. Нарушение обычного течения жизни, вызванное COVID-19, привело к росту уровня стресса и усилению личных конфликтов, пишет WSJ, которая считает животрепещущими у Глюк и «практически беспощадные откровенные образы болезненных семейных отношений». Очередной любимый мотив поэтессы – тема травмы и утрат и следующего исцеления. И, в конце концов, принципиальная для нее тема – «конструктивные конфигурации, когда рывок вперед совершается опосля глубочайшего чувства утраты».

Шведская академия, которая выбирает лауреата по литературе, растолковала, что присудила Глюк премию за «безошибочный поэтический глас, который собственной серьезной красотой делает личное существование всепригодным».

Путь к поэзии

Глюк родилась 22 апреля 1943 г. в Нью-Йорке. Одним из самых глубочайших ее детских переживаний было весть о том, что у нее была старшая сестра, погибшая до ее рождения. «Ее погибель не была опытом, который я пережила, но отсутствие старшей сестры в моей жизни сделалось им», – написала Глюк в эссе. У нее есть младшая сестра, которая избрала карьеру банкира. Она стала вице-президентом Citibank и тоже писала. Правда, прозу.

Отец Глюк был предпринимателем, выпускавшим ножики и остальные режущие устройства под брендом X-Acto. «Я научилась читать весьма рано, весьма рано, – говорила Глюк в интервью интернет-изданию The American Academy of Achievement. – Мой отец обожал писать стихи, вообщем, гнусные. [По его примеру] мы с сестрой весьма рано начали писать книжки. Папа распечатывал их, мы отрисовывали иллюстрации. Нередко текст был в стихах. А еще я начала читать все стихи, которые бывало отыскать. Помню, у моей бабушки, которая никак не была любительницей книжек, нашлась крохотная антология».

«Отец интересовался историей и политикой, маме нравилось искусство, но я бы не произнесла, что она отлично в нем разбиралась», – продолжала Глюк. Зато оба родителя поддержали ее страсть к стихам.

Пробы свернуть в сторону были. Некое время Глюк желала стать актрисой. Но позднее сообразила, что просто желала славы, желала, чтоб ей рукоплескали. Да, она отлично запоминала тексты, но сценическим талантом не владела. И Глюк возвратилась к поэзии.

1-ые свои стихи она выслала в издательство лет в 13–14, и их завернули. Она высылала стихи в журнальчики, получала отказы, но не отчаивалась и посылала опять. Стихи стали ее отдушиной: «Остальным детям я казалась необычной, а они были мне противны. Я стала достаточно замкнутой, а позже у меня развилась суровая нервная анорексия». Очередной вероятной предпосылкой заболевания Глюк именует желание отстоять свою независимость перед мамой. План сработал: из школы молодую поэтессу забрали на домашнее обучение, мама вела себя нежно и предупредительно. Вот лишь сама Луиза чуток было не скончалась от истощения. Пришлось лечиться.

Сеансы у психотерапевта стали, по ее словам, «одним из величайших событий в жизни». «Психоанализ помогает мне жить, он обучил меня мыслить», – гласила она The Washington Post. Но из-за заболевания она так и не получила высшего образования. Закончив школу в 1961 г., Луиза начала ходить на курсы поэзии в Институте Сарры Лоуренс и Колумбийском институте в Нью-Йорке.

«Это было захватывающе. Я стала частью мира людей, интересующихся этим же, что и я, –говорила Глюк The American Academy of Achievement. – У меня оказались примечательные учителя, весьма, весьма отлично умеющие вытаскивать из учеников присущие им совсем различные таланты». Педагоги были колоритными личностями. Например, поэтесса Леони Адамс с необыкновенной привычкой курить во время занятия около восьми сигарет сразу. Она зажигала одну, пристраивала ее где-нибудь и закуривала последующую. К концу урока сигареты тлели по всей аудитории. Другому учителю, известному поэту и литературному критику Стэнли Куницу, Глюк признательна за совет, который не раз ей позже понадобился: поэту необходимо много терпения, а еще весьма толстая кожа, поэтому что его в жизни его ожидает огромное количество унижений.

1-ые сборники

Глюк подрабатывала секретаршей и продолжала писать стихи. Ее творческий дебют – сборник «Первенец» (Firstborn) возник в 1968 г. и был хорошо принят критиками. Вослед за фуррором пришел длинный творческий кризис. Ей давали испытать силы в преподавании, но она отрешалась, поэтому что «поэты не должны учить».

Но, когда в 1971 г. вермонтский Годдард-колледж пригласил ее поучаствовать в обсуждении поэзии со студентами, Глюк ощутила себя как дома. «Я обязана тут жить», – решила она. Она была настолько наивна, что любезность «вы так одарены, что хоть завтра сможете тут преподавать» приняла за предложение о работе и прислала согласие. Вышло неудобно, но, к счастью для всех, за четыре денька до начала семестра для нее нашлась должность. Глюк вспоминает, что, начав преподавать, вновь стала счастливой. Творческий кризис завершился, и в 1975 г. был издан 2-ой сборник – «Дом на болотах» (The House on Marshland), а она получила стипендию Гуггенхайма, которую присуждают за «исключительные творческие возможности».

Опосля Годдард-колледжа Глюк работала в Институте Айовы, Институте Уоррена Уилсона (Северная Каролина), Институте Уильямса (Массачусетс), Калифорнийском и Гарвардском институтах, а на данный момент – в Йельском институте.

В 1980 г. у нее вышел сборник «Нисходящая фигура» (Descending Figure), а в 1985 г. – «Торжество Ахилла» (The Triumph of Achilles), отмеченные заслугами разных литературных организаций, включая Южноамериканскую академию искусств и литературы. Нередко толчок к созданию сборника Глюк давали катастрофы. «Торжество Ахилла» возникло опосля пожара, уничтожившего ее дом. Как надо из наименования, сборник вдохновлен греческой мифологией, изобилующей катастрофическими событиями. За эту работу Глюк получила Премию Государственного круга книжных критиков. Погибель отца привела к созданию сборника «Арарат» (Ararat, 1990), который критики, обыгрывая заглавие, назвали верхушкой творчества Глюк – пока не возникла ее последующая книжка.

Стихи и проза

«В возрасте около 50 лет я начала писать весьма стремительно, – говорила она The American Academy of Achievement. – Сборник «Одичавший ирис» (The Wild Iris, 1992) был написан полностью – кроме разве 5 стихотворений – всего за 6–8 недель». В «Одичавшем ирисе» цветочки дискутируют с садовником – некоторой божественной сутью – о жизни, мужиках, боге. Этот сборник принес Глюк Пулитцеровскую премию.

За ним последовали «Липовый апельсин» (Mock Orange, 1993) и «Луга» (Meadowlands, 1997). Последующие книжки стихов, «Вита нова» (Vita Nova, 1999) и «Семь возрастов жизни» (The Seven Ages, 2001), родились так же стремительно, как «Одичавший ирис», – за полтора месяца, по 4–5 стихотворений в денек. «За денек до того, как вы возьмете перо, вы совсем пусты. А через 6 недель у вас уже есть книжка. А позже вы чувствуете себя без сил, совсем нездоровой», – говорила поэтесса The American Academy of Achievement.

Катастрофа 11 сентября 2001 г. подтолкнула Глюк написать поэму «Октябрь» (October, 2004). Потом вышли «Аверно» (Averno, 2006), «Сельская жизнь» (A Village Life, 2009), сборник поэм 1962–2012 гг. (Poems: 1962–2012, вышел в 2012 г.) и сборник «Ночь верная и добродетельная» (Faithful and Virtuous Night, 2014), за который она удостоилась Государственной книжной премии. Всего у Глюк наиболее 20 литературных премий, к которым на данный момент добавилась Нобелевская.

Хоть она и написала два сборника эссе о поэзии и с десяток вступлений к книгам юных поэтов, но убеждает: проза – это не ее история. Она с наслаждением читает, черпая в книжках вдохновение для стихов. «Художественная литература для меня – как кулинария. Это незапятнанное наслаждение. Я не желаю запятнать процесс своим ролью», – иронизировала она в интервью The American Academy of Achievement.

Глюк два раза была замужем и два раза разводилась. От второго брака у нее отпрыск Ной, который работает сомелье в Сан-Франциско. Глюк гласит, что и сама временами любит испить незначительно вина и по совету отпрыска предпочитает Chateau Cheval Blanc.

Обсудить
Подписаться на извещения
Софья Корепанова Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на веб-сайте

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий