Развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев: развитие девочек и мальчиков

Физическое развитие ребёнка в возрасте одного года и одиннадцати месяцев проходит стремительно, но зачастую требует помощи родителей. Мама и папа с самого рождения должны не только обеспечивать чаду грамотный уход, но и помогать ему развиваться гармонично, а также оценивать навыки и их соответствие общепринятым нормам. Нормальные показатели развития в 1 год 11 месяцев описаны в данной статье.

Содержание

  • Вес и рост
  • Что ребёнок умеет
  • Умения в быту
  • Каковы умственные способности
  • Как ребёнок говорит
  • Как малыш себя ведёт
  • Как ребёнок общается
  • Как организовать распорядок дня
  • Как кормить ребёнка
  • Как заниматься и играть с ребёнком
  • Чем мальчики отличаются от девочек
  • Как решать возникающие проблемы
  • Что почитать

Вес и рост

Главными физическими параметрами в год и одиннадцать месяцев являются вес и рост ребёнка. Рассмотрим нормальные значения для детей разного пола в таблице:

ПараметрДиапазон нормальных значений Масса тела девочки10-13 кг Масса тела мальчика10,6-13,5 кг Рост девочки82,2-88,8 см Рост мальчика83,8-90 см

Показатели средние, а все детки развиваются индивидуально. Главное, чтобы рост с весом возрастали пропорционально. В этом возрасте за месячный период малыш прибавляет примерно по 100-250 г в весе и вырастает на 0,5-1 см.

Что ребёнок умеет

Развитие малыша охватывает его физические навыки. А что должен уметь в 23 месяца нормально развивающийся ребёнок?

  • без поддержки ходить в любых направлениях (в том числе задом наперёд), активно бегать без спотыканий;
  • прыгать на двух ножках (у некоторых получается подпрыгивать и на одной);
  • подниматься по лестницам, спускаться с них (некоторым деткам пока требуется поддержка: они держатся за перила или за родительскую руку);
  • танцевать, выполнять под музыку ритмичные движения руками, туловищем, ногами;
  • бросать мяч руками и ловить его, бросать в цели и пинать ножками;
  • забираться на возвышенности (кресла, диваны, стулья) и самостоятельно, без падений, спускаться с них.

Умения в быту

Развитие ребёнка включает также бытовые навыки. С каждым месяцем малыш должен становиться всё более самостоятельным, стараться обслуживать себя без посторонней помощи. Умения в быту для возраста 23 месяцев включают:

  • пользование вилкой, ложкой;
  • питьё жидкостей из чашки или стакана;
  • попытки надевать одежду (не у всех детей они успешны);
  • мытьё рук с мылом и умывание (может требоваться родительская помощь);
  • уборка игрушек на места;
  • помощь родителям в выполнении домашних обязанностей или её попытки (протирание пыли, подметание, выполнение простых просьб, например, подать из стиральной машинки бельё);
  • посильная помощь в уходе за домашними животными (ребёнок может предлагать еду, пускать питомца с улицы);
  • пользование горшком (это умение в 1 год и 11 месяцев демонстрируют не все детки).

Каковы умственные способности

Умственное развитие малыша охватывает такие важные умения:

  • составление конструкций из кубиков;
  • собирание пирамидок, сортеров, простейших пазлов;
  • рисование линий, несложных фигур;
  • идентификация объектов, их поиск в пространстве;
  • узнавание себя в зеркале, родных на фотографиях;
  • идентификация фигур: кругов, треугольников, квадратов;
  • выполнение просьб, в том числе требующих двух-трёх действий (например, найти, принести и дать);
  • ответы не несложные вопросы: «Что/кто это?», «Как это называется?»;
  • правильное называние имён людей, явлений, действий, объектов;
  • воспроизведение мелодий;
  • различение размеров (маленький и большой);
  • идентификация температуры предмета, его фактуры, цвета, размера;
  • реагирование на интонацию или выражение лица окружающих словами, мимикой, действиями, поведением.

Как ребёнок говорит

Речь малыша в год и 11 месяцев включает порядка 300 слов, у ребёнка уже хорошо получается повторять слова из двух и трёх слогов. Кроха использует предложения и фразы, пусть пока не всегда грамотно их складывает. Могут применяться предлоги. Слова используются осмысленно, уместно и по назначению. Малыш способен озвучивать свои потребности, желания и мысли.

Как малыш себя ведёт

Малыш развивается эмоционально, проявляет свой характер, всё чаще демонстрирует самостоятельность. Он может остро реагировать на те или иные события, явления. Некоторые дети привлекают к себе внимание: делают что-то и следят за реакцией родителей. Малыш может прощупывать почву, проверять грани дозволенного и стараться выходить за эти рамки, чтобы узнать последствия и расширить свои возможности.

Ребёнок может стремиться к свободе, но при этом требовать помощи и сильно переживать, если в поле зрения нет никого из близких. Девочка или мальчик познаёт мир, осваивает и изучает новые территории. При этом некоторые дети наотрез отказываются от вмешательства взрослых, даже если оно необходимо. Также дети часто капризничают, ярко проявляют эмоции.

Как ребёнок общается

В год и одиннадцать месяцев малыш активно социализируется: стремится к людям, пытается общаться со сверстниками, контактирует и желает взаимодействовать с окружающими.

Ребёнок может заинтересованно слушать разговоры взрослых, вникать в них и участвовать. Он активно подражает, повторяет. Также кроха реагирует на слова, действия и поступки других. Проявляются интерес, стремление к сверстникам.

Важно! В 23 месяца сына/дочь нужно обучать базовым навыкам общения и правилам поведения в обществе.

Как организовать распорядок дня

С двух лет многие малыши начинают посещать детские сады, поэтому режим сына или дочери в 1 год и 11 месяцев нужно адаптировать к распорядку, который поддерживается в образовательных дошкольных учреждениях.

Рассмотрим в таблице примерный режим:

Временные интервалыДействия 8:00-8:15Пробуждение, переодевание, гигиена (чистка зубов с умыванием) 8:15-8:45Подготовка к завтраку, приём пищи 8:45-10:00Домашние занятия, общение 10:00-10:15Сборы на утреннюю прогулку 10:15-12:00Времяпровождение на свежем воздухе 12:00-12:45Переодевание и мытьё рук, другие текущие дела, подготовка к приёму пищи 12:45-13:15Обед 13:15-13:30Подготовка к дневному отдыху 13:30-15:30Сон днём 15:30-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи 16:00-16:30Полдник 16:30-17:30Домашние игры, занятия, подготовка к вечерней прогулке 17:30-18:40Прогулка вечером 18:40-19:00Переодевание с мытьём рук, подготовка к вечернему приёму пищи 19:00-19:30Ужин 19:30-20:40Семейное время, общение, спокойные игры 20:40-21:00Купание и чистка зубов, подготовка к засыпанию (например, чтение сказки или рассказа) 21:00-8:00Ночной полноценный отдых

Данный режим является примерным. С учётом особенностей конкретного ребёнка и образа жизни родителей распорядок возможно менять, сдвигая временные интервалы.

Как кормить ребёнка

Чтобы детский организм получал все нужные для развития и роста вещества, важно грамотно наладить питание ребёнка. Рацион должен быть полноценным, сбалансированным, включающим разнообразные продукты.

В меню нужно включать крупы в формате каш и гарниров, мясо, рыбу и птицу, сезонные и местные ягоды с фруктами и овощи, яйца (максимум дважды в неделю), молочные продукты и кисломолочные (йогурты, не очень жирные сыры, молоко, сливочное масло в небольших количествах, ряженку, кефир), пшеничный хлеб без содержания дрожжей, растительные натуральные масла. В качестве питья можно предлагать не только воду, но и травяные чаи, морсы, соки, компоты.

Важно знать! Не стоит предлагать ребёнку сладости, мясные деликатесы, полуфабрикаты, жирное, колбасные изделия, жареное, маринованное, острые блюда, копчёности, а также консервы.

Предлагаем примерное дневное меню:

  • Завтрак: приготовленный на пару омлет, кусочек сыра, некрепкий чай (лучше детский).
  • Обед: борщ, пюре из картофеля, сделанная на пару рыбная котлетка, компот.
  • Полдник: фрукт (груша, банан, яблоко), детское мультизлаковое печенье, стакан кефира.
  • Ужин: суфле из телятины, отварная греча, салат из овощей, сок.

Всего за сутки вместе с жидкой пищей (молоком, компотами, соками) ребёнок должен съедать примерно 1200-1300 граммов.

Как заниматься и играть с ребёнком

Как заниматься и играть с ребёнком, чтобы помогать ему развиваться? Предпочитайте такие игры и занятия:

  • разучивание песенок, стихов, потешек;
  • пазлы, сортеры, бизиборды, конструкторы с крупными деталями;
  • лепка из солёного теста, мягкого безопасного пластилина;
  • рассматривание картинок;
  • чтение;
  • сюжетные игры;
  • изучение цветов, фактур, животных, явлений, фигур;
  • активные игры, например, с мячиком;
  • совместное описание разных ситуаций или явлений;
  • занятия по наиболее интересным авторским методиками (пример – Монтессори).

Чем мальчики отличаются от девочек

Мальчики действительно отличаются от девочек. Разница затрагивает несколько аспектов:

  • Эмоциональная сфера. Эмоции девочек зачастую объясняемы и просты, агрессивное поведение или отсутствует, или проявляется редко. Эмоциональный фон мальчиков сложен: они могут демонстрировать агрессию (в том числе необоснованную), иногда не способны контролировать и объяснять свои чувства.
  • Скорость развития. Физически мальчишки развиваются быстрее, а также более ловкие. Но их умственное продвижение несколько запаздывает, если сравнивать с девочками. Дети женского пола ориентируются в пространстве хуже, позже демонстрируют сложные физические навыки, зато осваивают речь и контроль потребностей раньше, то есть говорят, учатся по назначению пользоваться горшком.
  • Познание окружающего мира. Основной способ изучения для мальчиков – тактильные ощущения. Они всё трогают руками, стараются разобрать на части, но быстро переключаются с одних предметов на другие, хуже концентрируются. Девочки же наблюдают, рассматривают, оценивают со стороны, дольше удерживают внимание на объектах.
  • Физические показатели. Обычно по росту и весу девочки более миниатюрны, чем мальчики.

Развитие – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому описанные выше различия могут не просматриваться между отдельными детьми или же меняться в противоположную сторону. Например, одна конкретная девочка может оказаться более развитой физически и крупной, чем другой конкретный мальчик.

Как решать возникающие проблемы

Активно растущий и развивающийся человек может вести себя непредсказуемо, что чревато проблемами для родителей. Но из сложных ситуаций есть выход. Изучите конкретные сложности и способы их преодоления:

  • Отсутствие речи. Некоторые дети долго не говорят, что не всегда является отклонением. Малыш должен понимать слова, реагировать на них. Для развития речи родителям рекомендовано больше общаться с чадом.
  • Беспричинные истерики. Они вполне могут происходить, причём часто и необоснованно. На капризы не стоит реагировать: порой нужно просто подождать. Если малыш начинает громко плакать и заходиться в плаче, наладьте контакт: обнимите, посмотрите в глаза, ласково поговорите, погладьте. А ещё можно воспользоваться тактикой переключения внимания на что-то более интересное.
  • Странные просьбы типа снять шапку на морозе. Такие стремления – попытки изучить грани дозволенного, оценить свои возможности. Иногда можно позволить малышу сделать то, что он желает: кроха наверняка поймёт, что это неправильно или неприятно. И в будущем ребёнок не будет стремиться делать это.
  • Неистовое стремление к свободе. Дочка или сын осознал, что может обходиться без родителей, поэтому старается отдаляться от них. Мама и папа могут осторожно следовать за своим чадом, но не опекать его чрезмерно, а направлять и, конечно, оберегать от опасностей, объясняя их причины.
  • Невыполнение просьб. Малыш просто не понимает, зачем ему выполнять то или иное действие. Но есть хорошая новость: в таком возрасте уже можно пытаться договариваться, объяснять и вместе рассуждать. В ответ на отказ позавтракать скажите, что когда кроха покушает, он станет сильным и сможет долго играть/гулять.
  • Отказ от необходимой помощи. Малыш не может надеть носки, но не желает, чтобы ему помогали? Попробуйте показать, как это делать правильно, мягко направьте действия, но не вмешивайтесь грубо и бесцеремонно.
  • Гиперактивность. Она требует выплеска эмоций и энергии: давайте крохе веселиться, дурачиться, резвиться. Постоянная и неуправляемая гиперактивность корректируется специалистом (неврологом, психологом).
  • Чтобы ваш малыш развивался и рос гармонично, помогайте ему в этом. Запаситесь терпением, больше занимайтесь с крохой и всегда демонстрируйте свою любовь.

    Что почитать

    Узнайте, как будет развиваться ваш малыш дальше:

    • Что должен уметь ребенок в 2 года: развитие и навыки малыша в этом возрасте
    • Режим дня ребенка в 2 года по часам: дома и в детском саду
    • Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

    Источник: rebenokmama.ru

    Женский мир
    Добавить комментарий