Возраст 4 года – самый увлекательный в дошкольном детстве. Малыш находится на шаге перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Эти детки интенсивно стремятся к самостоятельности, осознают и принимать этические нормы, проявлять творческие возможности и наклонности, любознательность. Возраст от 4 до 5 лет именуют «возрастом почемучек».

1. Физическое развитие

Содержание

  • 1. Физическое развитие
    • 1.1. Моторное развитие
    • 1.2. Главные способности самообслуживания
  • 2. Половые различия в развитии деток – дошкольников
  • 3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.
    • 3.1. В области ознакомления с миром вокруг нас
    • 3.2. В области простой арифметики
    • 3.3. В области развития речи
  • 4. Социализация
  • 5. Изобразительная деятельность
  • 6. Конструирование
  • 7. Музыкальное творчество
  • 8. Игры
  • 9. Режим денька
  • 10. Питание

У большинства деток надбавка в весе раз в год составляет около 2 кг, рост возрастает на 5 – 8 см. При всем этом у различных деток характеристики роста и веса могут существенно различаться.

Таблица 1. Сравнительная таблица. Рост и вес деток в возрасте 4 года

МальчикиДевочки Рост (см) маленький – 94,9низкий – 94,1 средний – 103,3средний – 102,7 высочайший – 115,9высокий – 115,7 Вес (кг) маленький – 12,7низкий – 12,3 средний – 16,3средний – 16,1 высочайший – 24,2высокий – 25,2

1.1. Моторное развитие

К главным моторным способностям относятся ходьба, бег, прыжки и остальные движения. К 4-м годам малыш осваивает:

  • ходьбу на носочках, на пяточках, на внутренней и наружной стороне стопы, приставные и широкие шаги, шаги с высочайшим подниманием колена; ходьбу по лестнице переменным и приставным шагом; ходьбу задом наперед с поворотом головы;
  • уверенное удерживание равновесия тела при ходьбе по наклонной поверхности либо бордюру и при выполнении стойки на одной ноге;
  • бег с различной скоростью, с конфигурацией направления и темпа движения на ходу;
  • прыжки на одной либо 2-ух ногах, на месте, вперед, в стороны, перепрыгивание препятствий, спрыгивание с маленький высоты;
  • лазание по вертикальной лестнице, по «лиане», вис на перекладине на высоте чуток большей собственного роста.

1.2. Главные способности самообслуживания

К 4-м годам ребенок должен уметь:

  • мыться и вымывать свои руки;
  • чистить зубы;
  • принимать гигиенический душ;
  • полоскать рот;
  • употреблять по предназначению носовой платок;
  • расчесывать волосы;
  • во время приема еды воспользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой;
  • расстегивать пуговицы и застежки;
  • одеваться и раздеваться без помощи других (платьице, шорты, колготки);
  • обуваться и снимать обувь.

При всем этом малыш должен делать эти способности по своей инициативе.

2. Половые различия в развитии деток – дошкольников

Различия в развитии мальчишек и девченок к четырем годам стают более видными.

В сфере интересов девченок лежит человек, отношения меж людьми, организация быта, прекрасные предметы обихода. Мальчишки же стараются преобразовывать имеющийся порядок.

В отношении к вещам девченки резвее осознают их утилитарное значение. Мальчишек интересует устройство всякого предмета, возможность употреблять его не по прямому предназначению. Обычно, почти все мальчишки не в особенности бережливо относятся к вещам.

При включении в деятельность девченки делают это интенсивно. Мальчишки же подготавливаются. Девченки задают вопросцы во время игры с желанием пообщаться, а мальчишки – чтоб получить нужную им информацию. Девченки больше обожают игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Возлюбленные игры мальчиков – подвижные, без опоры на правила.

Конструирование. Девченки обычно действуют по эталону в отличие от мальчиков, которые повсевременно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девченки почаще употребляют существительные и прилагательные, а мальчишки – глаголы и междометия.

Изучая индивидуальности мышления деток, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении мозга. У девченок наиболее развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчишек – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девченок типично доминирование наглядно – образного мышления, для мальчишек – абстрактного. Память девченок долговременна, тогда как у мальчишек превалирует краткосрочная память.

3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.

Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно учить в предстоящем?

3.1. В области ознакомления с миром вокруг нас

Четырехлетний малыш должен знать и уметь последующее:

  • свое имя и фамилию, адресок, имена родителей, собственный город;
  • ориентироваться в помещениях собственного жилья;
  • разглядывать иллюстрированные детские книжки;
  • определять одичавших и домашних питомцев, некие деревья, предметы одежки, мебели, посуды.

Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с переменами в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует малыша, можно следить и дискуссировать. На сотки «почему» нужно отыскать исчерпающие ответы.

Любопытно проводить простые опыты. К примеру, опыт «Почему вода в ведерке промерзла на морозе».

Начиная с 4-х лет, следует учить группировать знакомые предметы по предназначению (чашечка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. созодать обобщения.

3.2. В области простой арифметики

Малыш уже умеет:

  • ассоциировать число предметов в группах в количестве до 3 на базе счёта, приложением, наложением;
  • группировать предметы по цвету, размеру и форме;
  • различать и именовать геометрические фигуры – круг, квадрат;
  • осознавать выражения: «вверху – понизу», «впереди – сзаду», «слева – справа», «на», «над – под»;
  • различать и именовать денек, ночь, утро и вечер, также времена года и их признаки.

Так как понятия «один» и «много» уже сформированы, следует перебегать к новеньким понятиям «по одному» и «ни 1-го», также осваивать счет до 5.

Пора учить малыша осознавать вопросцы «Поровну ли?», «Что больше (меньше)?»; отвечать на вопросцы, используя предложения: «Я на любой листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» либо «Листиков столько же, сколько ягодок».

Представления о величине не должны сводиться лишь к понятиям «большенный – небольшой». Нужно знакомить малыша с понятиями «широкий – узенький», «длиннющий – маленький», «высочайший – маленький».

Новейшие геометрические формы, с которыми следует познакомить малыша – это прямоугольник и треугольник. Нужно обучить их различать, именовать не непременно.

3.3. В области развития речи

Четырехлетка может:

  • употреблять в общении все части речи, обыкновенные предложения из 6 – 8 слов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • верно произносить все гласные звуки;
  • поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
  • коротко говорить о содержании сюжетной рисунки при помощи вопросцев и подсказок взрослого;
  • повторять описание знакомой игрушки;
  • кратко пересказывать сюжет сказки;
  • заучивать куцее стихотворение.

Речь этих детей изумительна и смешна. Четырехлетки способны без конца сочинять новейшие слова.

Занятия по развитию речи разнообразны. Это чтение книжек с обсуждением содержания, заучивание стихов. Вместе с известными притчами («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горьковатого, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книжек («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться лишь чтением. Нужно начинать осваивать пересказ. Поначалу по вопросцам, а позже и без помощи других. При всем этом следует уделять свое внимание на грамматически правильное построение предложений.

Существенно расширяют кругозор беседы на разные темы, описание доступных осознанию малыша картин узнаваемых живописцев.

4. Социализация

Равномерно усваивая этические нормы, четырехлетки стараются соблюдать правила поведения в обществе. При всем этом они должны уметь последующее:

  • оценивать поступки сверстников (отлично – плохо);
  • осознавать значение слов, обозначающих эмоции (удовлетворенность, грусть);
  • брать на себя какую-либо роль в игре;
  • соблюдать правила игры;
  • иметь представление о неких профессиях, изображая их представителя в сюжетно – ролевой игре.

5. Изобразительная деятельность

К четырем годам детки освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они могут изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать цвет. Дети могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки пляшут, заснеженные деревья в лесу). На изображенных предметах возникают детали. При всем этом формируется и понятие о композиции: что основное и второстепенное в рисунке.

В предстоящем перед молодым художником встанут новейшие задачки: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка пляшет).

Раскрашивая рисунки, ребенок этого возраста должен не входить за края контура рисунка.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. План рисунка может поменяться в процессе творческой деятельности малыша. Тотчас фантазия молодого живописца входит так далековато, что лучше вовремя предложить окончить процесс и выслать творение на вернисаж.

Обожают детки заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флагами», «Засолим в банке огурцы», «Украсим куколке платьице».

На упражнениях лепкой дети могут раскатывать шары и колбаски, соединять детали вместе, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны создавать прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, нос у курочки), также сглаживать вылепленные поверхности. Употребляется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.

6. Конструирование

Четырехлетки способны без помощи других замыслить и выполнить постройку из строительного материала, бумаги, природного материала. Следует начинать проводить занятия с неопасными ножницами по вырезанию фигурок, разных деталей для поделок.

7. Музыкальное творчество

Четырехлетние дети обычно проявляют энтузиазм к музыке, желание слушать и исполнять. Они выяснят знакомые мелодии и именуют их. При прослушивании музыки они могут найти, печальная она либо радостная, звучная либо тихая, стремительная либо неспешная.

Они с наслаждением поют детские песенки. С огромным энтузиазмом пляшут под музыку либо пение взрослого, выполняя движения по тексту песни. Весьма обожают отбивать ритм музыки на шумовых музыкальных инструментах: ксилофоне, барабане, маракасах.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Так как для дошкольников главный деятельностью является игровая, начиная занятие, недозволено гласить малышу: «Давай позанимаемся»! Нужно гласить: «Давай поиграем». Обучение происходит в процессе игры. ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Если вы увидели, что малыш отстает в развитии от остальных деток – это суровый повод обратиться к педиатру либо детскому неврологу. Тянуть недозволено. Чем ранее будет оказана помощь, тем больше возможность, что малыш догонит собственных сверстников.

8. Игры

Игры дошколят разделяются на:

  • сюжетно-ролевые;
  • дидактические;
  • подвижные;
  • театрализации.

В сюжетно-ролевых играх любой берет на себя определенную социальную роль. Это игры на бытовые темы: «Семья», «Денек рождения куколки», «Наша возлюбленная притча» и остальные. Подражая взрослым, ребята копируют жизнь общества и учатся этическим нормам. Детки могут заиграться. Длительность игры добивается 40 – 50 минут.

Дидактические игры развивают память, внимание, ум, аналитические возможности. К дидактическим играм относятся разные сортировщики предметов по цвету, размеру и форме; пазлы, парные рисунки, «Танграм», «Выясни, что в мешочке», «Кто что слышит», «Что не хватает» и огромное количество остальных. Выбирая дидактическую игру, следует уделять свое внимание, для какого возраста она рекомендована.

Подвижные игры развивают такие свойства, как ловкость, смелость, быстрота реакции, умение следовать правилам. Для четырехлеток это игры «Воробышки и кар», «Зайцы и лиса», «У медведя во бору», ловишки, прятки и остальные.

Театрализация – это обыгрывание сюжетов возлюбленных сказок, мультов. Они развивают творческие возможности малыша.

9. Режим денька

Ребенок, достигший возраста 4 лет, имеет наиболее равновесную нервную систему, чем младший дошкольник. Ему довольно 2-ух часов дневного сна.

Битый час можно предназначить развивающим занятиям в утреннее время (2 занятия по 20 минут с перерывом). Не стоит уделять занятиям долгое время, по другому мозг малыша может переключиться на режим торможения, и малыш не много что усвоит из такового «урока». В течение денька следует кооперировать сложные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и простой арифметике с занятиями творческой деятельностью. Это требование соединено с необходимостью не перенапрягать мозг малыша.

7.30просыпание, гигиенические процедуры 8.00утренняя зарядка 8.30завтрак 9.00развивающие занятия 10.00прогулка 11.15вольные игры, подготовка к обеду 12.00обед 12.30подготовка к дневному сну 12.45сон 14.45просмотр мультов, игры, общение с взрослыми 15.30полдник 16.00прогулка 18.30игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме 19.00ужин 19.30общение с взрослыми, чтение книжек, игры 20.30водные процедуры, подготовка ко сну 21.00ночной сон

10. Питание

Режим питания остается четырехразовым.

I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.

II вариант: завтрак, 2-ой завтрак, обед, ужин.

1-ый прием еды – приблизительно через час опосля подъема. Крайний – за час до отхода к ночному сну.

Как и раньше в рационе детей 1-ое пространство занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на 2-ой воде.

Общий размер съедаемой еды за день не должен превосходить 1500 – 1800 г.

Таблица 2. Примерное меню на недельку для малыша в возрасте 4 года с указанием массы порции в граммах

Денек неделиЗавтракОбедПолдникУжин Понедельниккаша пшенная молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.салат из овощей – 50;
суп овощной – 200;
рыба отварная- 60;
картофельное пюре с зеленоватым горошком – 60/20;
компот – 150;
хлеб ржаной – 50.молоко с кукурузными хлопьями – 150/30.рагу овощное – 200;
напиток -150;
хлеб пшеничный с творожком – 30/40;
ягоды (фрукты) – 100. Вторниккаша геркулесовая молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.щи мясные – 200;
тефтели мясные с подливой – 120/20;
салат из свеклы -50;
фрукты свежайшие – 100;
хлеб ржаной – 50.морковь тертая со сметаной – 70/10;
напиток – 150;
булка с повидлом – 50/20.голубцы (кабачки фаршированные) – 100;
молоко – 150;
булка с маслом и медом – 30/5/10. Средасосиски детские – 50
тушеная капуста – 100;
напиток – 200;
булка с маслом и джемом – 30/5/10.салат из новых огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200;
курица вареная – 60; каша гречневая – 60;
кисель клюквенный – 150;
хлеб ржаной – 50.ватрушка (пирог) – 80;
молоко – 150.запеканка картофельная с яичком – 120;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100. Четвергкаша «Дружба» молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.суп молочный с лапшой – 200;
шницель обрубленный – 70;
овощи тушеные – 80;
морс – 150;
хлеб ржаной – 50.молоко – 150;
булочка – 50.запеканка творожно-манная со сладостной подливой – 100/35;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5;
фрукты – 100. Пятницаомлет с зеленоватым горошком – 12050;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5.салат из новых овощей – 50;
рассольник на мясном бульоне – 200;
котлетка рыбная паровая – 70;
макароны – 80; сок фруктовый – 100;
хлеб ржаной – 50.молоко – 150;
пирожок (булочка) – 50.вареники ленивые со сметаной – 120/20;
чай с молоком – 200;
булка с маслом – 30/5;
мусс ягодный – 100. Субботаяйцо – 1 шт.;
гречневая каша молочная – 150;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и повидлом – 30/5/10.салат из моркови и яблок – 50;
суп перловый на мясном бульоне – 200;
картофель, тушеный с мясом, – 150;
компот – 150;
хлеб ржаной – 50.молоко – 150;
булочка – 50.рисовые биточки с повидлом – 15040;
чай – 200;
хлеб пшеничный – 30;
яблоко печеное – 100. Воскресеньекаша кукурузная молочная – 200;
напиток – 200;
булка с маслом и сыром – 30/5/10.цветная капуста вареная – 50;
борщ с мясом – 200;
рулет картофельный с мясом – 140;
свежайшие фрукты – 100;
хлеб ржаной – 50.напиток – 200;
печенье – 30.салат овощной – 50;
омлет – 120;
напиток – 200;
булка с маслом – 30/5.

Источник: rebenokmama.ru