Индекс потребительской убежденности, рассчитанный Росстатом на базе опроса наиболее 5000 человек и включающий 5 субиндексов, в III квартале вырос на 8 пт по сопоставлению со вторым. «Таковой быстрый рост показателя наблюдался лишь в 2014-м и сначала 2015 г.», – отмечают в статведомстве. Больший оптимизм показали представители средней возрастной группы от 30 до 49 лет (рост показателя составил 10%) и молодежь от 15 до 29 лет (7%).

Но в целом рост индекса потребительской убежденности связан не с повышением числа оптимистично настроенных людей, а с уменьшением числа пессимистов и ростом количества тех, кто оценивает будущее не положительно и не отрицательно. Так, толика респондентов, положительно оценивающих конфигурации в экономике Рф в течение последующих 12 месяцев, уменьшилась с 18% во II квартале до 15% в 3-ем. Толика негативных оценок снизилась до 36% (с 45% во II квартале). Толика респондентов, считающих, что финансовая ситуация в Рф не поменяется, возросла с 34 до 45%, докладывает Росстат.

Индексы ожидаемых конфигураций и произошедших конфигураций в личном вещественном положении выросли по сопоставлению со II кварталом 2020 г. на 6% и 5% соответственно. Тут тоже число оптимистов не вырастает (10%), зато понижается количество тех, кто гласит о ухудшении собственного вещественного положения в прошедшем либо в дальнейшем (с 31 до 23%). При всем этом толика нейтральных оценок возросла с 56 до 64%, отмечается в исследовании. О понижении пессимизма россиян свидетельствует и рост их готовности совершать большие покупки: соответственный индекс вырос на 13 пт по сопоставлению со II кварталом.

Россияне стали больше платить по кредитным долгам

Заемщики отрешаются от покупки продуктов, чтоб больше заплатить по кредиту

Положительные данные Росстата оказались полной нежданностью для аналитиков, ведь ранее в сентябре о понижении потребительской активности и потребительских настроений гласили и бюрократы, и экономисты. Так, в информационно-аналитическом комменты ЦБ по экономике отмечалось, что восстановление потребительской активности в августе значительно замедлилось, а в сентябре она вошла в стагнацию на фоне исчерпания эффектов отложенного спроса. В бюллетене «Комменты о государстве и бизнесе» экономисты Центра развития ВШЭ подчеркивали: в августе Наша родина начала готовиться ко 2-ой волне кризиса – потребление россиян закончило расти, а безработица достигнула 6,4%. «Ухудшение эпидемиологической обстановки в сентябре и понижение цен на нефть омрачают последующую перспективу оживления спроса».

По крайним данным Сбербанка, расходы домохозяйств в июле – сентябре показывали околонулевую динамику по сопоставлению с прошедшим годом, но в конце сентября – начале октября стали понижаться. Рост количества новейших случаев COVID-19 уже привел к падению продаж по категориям «Кафе, рестораны», «Утехи», «Спорт», «Книжки, музыка, фото и видео», «Гостиницы» и понижению роста по категориям «Одежка, обувь и девайсы», «Лекарства», «Мебель» и «Бытовая техника». 

«Опрос Росстата проводился в августе, до возникновения фактических данных о 2-ой волне коронавируса, потому ожидания могут быть завышены», – разъясняет президент ЦСР Владислав Онищенко. Он отмечает, что «каждомесячная статистика показывает исчерпание отложенного спроса». По данным Росстата, если в июле розничные реализации сократились на 1,9% в годичном выражении, то в августе – на 2,7%. «Негативная динамика свидетельствует о том, что, невзирая на наличие отложенного спроса, платежеспособность населения сократилась», – делает вывод экономист.

Но в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают, что остывание энтузиазма россиян к покупкам разъясняется не столько их пессимизмом и тревогами в отношении собственного денежного грядущего, сколько доверием к ритейлу, «продемонстрировавшему свою работоспособность даже в период пикового ажиотажа».

Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Игорь Строганов считает, что люди свыклись с кризисной ситуацией и уже не обращают внимания на пессимистичные прогнозы. «У человека есть таковая изюминка: чем больше его стращают, тем меньше он на это направляет внимание, – разъясняет он. – Привыкает и уже не замечает. Тем наиболее что, невзирая на апокалиптические прогнозы начала режима самоограничения, ничего совершенно уж отвратительного для экономики страны и для жизни обычных людей не вышло».

По воззрению Строганова, в связи с непостоянностью ситуации россияне на данный момент в главном придерживаются ограниченной модели употребления и этот тренд сохранится как минимум до конца года. «Но, как указывает опыт, при довольно маленьких конфигурациях в положительную сторону пользователи сходу перестраиваются на модель огромных трат и наиболее нередкого употребления благ», – подчеркивает эксперт.

«Существенное улучшение в III квартале потребительских настроений – еще не повод для большенный радости. Тут виден эффект подавленного настроения во II квартале и довольно резвого выхода из первой волны коронавируса и связанных с ней ограничений, – считает основной экономист «Эксперт РА» Антон Табах. – Быстрее всего, в наиблежайшее время индекс потребительской убежденности будет размеренным». При всем этом экономист отмечает, что больший прирост потребительских настроений зафиксирован посреди самой платежеспособной группы россиян среднего возраста. «Это дает надежду на то, что приобретение продуктов, услуг будет расти в наиблежайшее время», – считает экономист.

Обсудить Желаете скрыть рекламу?  Оформите подписку 
и читайте, не отвлекаясь

Источник: vedomosti.ru