Расходы на принципиальные социальные госпрограммы в наиблежайшие три года будут существенно увеличены, констатирует Счетная палата (СП) в собственном заключении по проекту федерального бюджета на 2021–2023 гг. На данной для нас недельке комитеты Госдумы начнут обсуждение каждой госпрограммы с главами профильных министерств. А именно, 20 октября законодатели должны обсудить госпрограммы по развитию здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, сельского хозяйства и сельских территорий, рыбохозяйственного комплекса, также госпрограммы «Соц поддержка людей», «Доступная среда», «Содействие занятости населения» и др.
По большинству из их в проекте федерального бюджета на наиблежайшие три года предвидено существенное повышение расходов, обусловленное пандемией коронавируса, которая занесла значительные коррективы в планы правительства по муниципальным расходам. Логично, что сначала конфигурации задели госпрограммы «Развитие здравоохранения», которая будет рассматриваться депутатами одной из первых. Экономные ассигнования по ней в 2020 г. уже были увеличены на 24,1% (204 миллиардов руб.) от характеристик, предусмотренных законом № 459-ФЗ «О проекте бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» – до 1 трлн руб. В последующие три года, согласно проекту 3-х летнего бюджета, расходы будут понижаться: до 858 миллиардов руб. – в 2021-м, 856 миллиардов – в 2022-м и 816 миллиардов руб. – в 2023 г. Но все равно эти числа останутся выше значений, предусмотренных паспортом госпрограммы, – на 8,9, 8,6 и 20,9% соответственно.
Расходы федерального бюджета по госпрограмме «Развитие образование» тоже вырастут: на 71,9% по сопоставлению с обозначенными законом № 459-ФЗ цифрами в 2021 г., на 93,5% – в 2022 г. и на 107% – в 2023 г. Госпрограмма «Соц поддержка людей» в текущем году была уже увеличена на 41,6% по сопоставлению с предусмотренными паспортом программки показателями. В последующем году ее финансирование за счет федерального бюджета планируется повысить на 31,5% от начальных цифр, в 2022 г. – на 33,3%, а в 2023 г. – на 53,8%. До этого всего это соединено с индексацией размеров соц выплат, конфигурацией методики подсчета прожиточного минимума, численности получателей соцподдержки, также денежного обеспечения нацпроекта «Демография».
Финансирование госпрограммы «Содействие занятости населения» в 2020 г. было увеличено в 2,1 раза от планировавшихся законом – в связи с необходимостью повысить выплаты безработным гражданам. Если в апреле число людей, зарегистрированных в службе занятости, составляло 700 000 человек, то в сентябре их число достигнуло 3,67 млн. Потому новейший проект бюджета предугадывает рост ассигнований и в следующие годы: в 2021 г. – в 2 раза по сопоставлению с запланированными цифрами, а в 2022 и 2023 гг. – в 1,4 раза. Предполагается, что в 2021 г. численность безработных сократится до 1,6 млн человек, а в следующие годы – до 1 млн.
При всем этом, показывает Счетная палата, в числе госпрограмм, попавших под сокращение финансирования, оказалась стратегия устойчивого развития сельских территорий. В 2020 г. 75 субъектам были предоставлены субсидии в общем объеме 5,7 миллиардов руб. на благоустройство общеобразовательных школ. В 2021 г. сумму предполагалось прирастить до 6,3 миллиардов руб., но проект новейшего бюджета, напротив, предугадывает сокращение финансирования на 639,7 млн руб. На 2022 и 2023 гг. выделение экономных средств и совсем не предвидено. Может быть, это значит, что все задачи, связанные с благоустройством сельских школ, будут решены уже в последующем году, не без сарказма отмечают аудиторы. Но в это тяжело поверить, беря во внимание, что стратегия устойчивого развития сельских территорий рассчитана до 2030 г. Всего на реализацию 45 госпрограмм (открытой части) в 2021 г. расходы бюджета составят 13,5 трлн руб., в 2022 г. – 13,9 трлн руб., в 2023 г. – 14,8 трлн руб., докладывала ранее СП. Это на 3,4, 3,4 и 6,3% соответственно больше, чем предвидено законом № 459. В целом расходы федерального бюджета в последующем году уменьшатся на 12,6% в настоящем выражении, в 2022 г. – на 2,2% по сопоставлению с предшествующим годом, а в 2023 г. увеличатся на 4%. В процентах к ВВП расходы снизятся с 18,6% ВВП в 2021 г. до 17,8% ВВП в 2023 г.
«Зато увеличатся расходы на сервис муниципального долга в 2021–2023 гг., что понижает способности следующего перераспределения экономных ассигнований для проведения активной экономной политики, увеличивая долю неоптимизируемых (защищенных) расходов», – отмечает ведущий научный сотрудник научного направления «Макроэкономика и деньги» Института Гайдара Илья Соколов. Бюджет на всю «трехлетку» будет дефицитным, отмечает он. И фактически единственным весомым источником покрытия недостатка остаются муниципальные заимствования. «Хотя размер госдолга может вырасти с 12,3% ВВП в 2019 г. до 21,4% ВВП к концу 2023 г., этот рост произойдет за счет вербования внутреннего долга, на долю которого в 2023 г. будет приходиться наиболее 80% совокупного госдолга», – показывает Соколов.
Обсудить Отвлекает реклама? Подпишитесь,
чтоб скрыть её
Источник: