Убыток «Сбера» от экосистемы вырос во втором квартале 2021 г. в 3,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 10,5 млрд руб., следует из отчета банка по МСФО. Убыток экосистемы за первое полугодие 2021 г. вырос к аналогичному периоду 2020 г. в 2,7 раза — до 19,2 млрд руб.

Наибольшие потери принес сегмент электронной коммерции — на него приходится 12,2 млрд руб. убытка до вычета налогов, процентов по кредитам, амортизации и износа (EBITDA) в первом полугодии 2021 г. Второй по вкладу в убыток — сегмент FoodTech&Mobility, который банк развивает в рамках совместного предприятия с Mail.Ru Group. На него приходится 5,3 млрд руб. отрицательной EBITDA за полугодие. Третий по убыткам сегмент развлечений — отрицательная EBITDA зафиксирована на уровне 2,7 млрд руб. Положительная EBITDA в первом полугодии отмечена в сегменте B2B — 4,1 млрд руб.

В сегмент электронной коммерции, в частности, входят сервисы доставки продуктов «СберМаркет», «Самокат», «Сбермегамаркет». В FoodTech&Mobility — сервис доставки еды Delivery Club, агрегатор такси «Ситимобил» и картографический сервис 2ГИС. В сегмент «Развлечения» — онлайн-кинотеатр Okko, музыкальный сервис «Сберзвук», в «Здоровье» — «Сберздоровье», «Сбераптека», B2B — облачные сервисы и услуги в сфере кибербезопасности.

Выручка экосистемы во втором квартале увеличилась в 2,5 раза — до 41,1 млрд руб., в первом полугодии 2021 г. — в 3 раза — до 74,7 млрд руб.

Наибольшая доля выручки «Сбера» от нефинансового бизнеса во втором квартале пришлась на электронную коммерцию. Оборот сегмента составил 19,7 млрд руб. — почти в 9 раз больше, чем годом ранее. Полугодовой оборот группа оценила в 34,8 млрд руб., что в 12,9 раза превышает показатель января — июня 2020 г. Выручка «Сбера» от сегмента FoodTech&Mobility составила 3,9 млрд руб. за второй квартал и 7,3 млрд руб. за полгода, что в 3,5 и 3,8 раза соответственно превышает значения аналогичных периодов 2020 г.

Сегмент развлечений принес «Сберу» выручку в 3 млрд руб. во втором квартале и 5,8 млрд руб. в первом полугодии после 1,1 млрд руб. и 2,4 млрд руб. выручки соответственно в те же периоды 2020 г. За год число платящих пользователей онлайн-кинотеатра Okko сократилось на 700 000 человек — до 1,7 млн. Однако количество клиентов «Сберзвука», наоборот, выросло на 1,1 млн — до 1,9 млн пользователей. Сегмент «Здоровье» принес «Сберу» во втором квартале выручку в 800 млн руб., рост на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

О трансформации банка в экосистему «Сбер» объявил в конце сентября прошлого года. На конец 2020 г. общий объем инвестиций в экосистему «Сбера» составил порядка 150 млрд руб. При этом в апреле этого года финансовый директор Сбербанка Александра Бурико рассказала Reuters, что в течение ближайших трех лет группа потратит на развитие нефинансового бизнеса еще примерно 300-350 млрд руб. При этом основной упор будет сделан на логистику, отметила она.

Неконтролируемое развитие экосистем на базе банков может стать угрозой для кредиторов и вкладчиков, финансовой стабильности, а также спровоцировать рост и без того высокой доли активов, не имеющих требований по возврату на капитал, писал в июне 2021 г. Банк России в докладе, посвященном особенностям регулирования банков, инвестирующих в экосистемы и другие виды нефинансового бизнеса. В этой связи ЦБ предложил ограничить инвестиции кредитных организаций в экосистемы и ввести понятие иммобилизованных активов (ИА), в которые войдут и экосистемы.

Ранее по теме: Чистая прибыль «Сбера» в первом полугодии выросла более чем вдвое Обсудить Новости СМИ2 Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

Источник: vedomosti.ru