Вот уже 5 лет как моя дочь – круглая отличница. Как выясняется, есть в этом плюсы и свои минусы. С одной стороны, ребенок очень старательный, собранный, никогда не допускает невыполнения домашнего задания, а с другой – обладает гиперответственностью, которая делает из него маленького взрослого. При малейшей неудаче – сильное расстройство и испорченное настроение. Низкая оценка – настоящая трагедия. Так ли хорошо, когда дети – отличники и практически никогда не расстраивают родителей низкой успеваемостью и плохим поведением? Об этом и поговорим.

Как влияет отличная учеба на здоровье

Как часто мы видим детей со взрослым и серьезным взглядом. Родители не таких успешных в учебе детей вздыхают и завидуют белой завистью, так как не надо тревожиться, что ребенок опоздает или не сделает домашнее задание. Он перейдет улицу в нужном месте, и после уроков обязательно сам пойдет на английский язык. Но мало кто задумывается, что такое поведение – вещь “не бесплатная”.

Завышенные требования учителей

  • Обычно, педагоги довольно рано, еще в младших классах, определяют уровень обучаемости и способностей всех детей в классе. Они выделяют отличника в отдельную группу и начинают его постоянно “тянуть” на лучшую успеваемость.
  • Если весь класс решает одни задачи, то отличнику домой задают порой совсем другой материал, но углубленное объяснение не всегда дается. Остается родителям искать репетитора и проводить вместе ребенком часы за учебниками. А сделать нужно – иначе малыш просто не ляжет спать. Чувство ответственности выше среднего.
  • Поездки на все конкурсы, областные и городские олимпиады обеспечены. Даже если не хочется, или не позволяет здоровье – в школе не спрашивают. Надо поддержать честь школы и выступить!

Реакция ребенка:

  • Постепенно начинает появляться панический страх и ожидание неудачи: “Ведь на меня рассчитывают, а я не понимаю материал! Я подведу!”. Так думает маленький человечек, учащийся на “отлично”.
  • Можно заметить, что ребенок не хочет выполнять некоторые задания опять-таки из-за страха, что не сможет оправдать надежды. А если проблема – начинаются слезы и истерика.
  • В некоторых случаях, если дети погодки, младший старается догнать и перегнать старшего брата или сестру. Это удается, но итоговый результат может огорчить родителей.
  • Постоянное напряжение крайне негативно сказывается на состоянии здоровья – всего организма в целом и на ЦНС в частности. Появляется постоянный стресс, который со временем приводит к таким проявлениям, как нервный тик, запинки в речи, кусание ногтей, бессонница.
  • Это, так называемые, невротические знаки при непрерывной невротической готовности и повышенном чувстве ответственности. Если вы заметили такие признаки у своего сына или дочери, не теряйте времени и не ждите, что само пройдет. Идите к специалисту на консультацию и начинайте работу по устранению.

Что будет, если не предпринимать действий? Будет срыв – рано или поздно. Возможно, в подростковом возрасте. Буквально за 1 учебный год ребенок может резко скатиться с 5 на 3 и даже 2. Начинается агрессивное отрицание и неприятие абсолютно всех предметов, ничего не вызывает интереса. Такова обратная сторона страха не быть первым и не справиться с ситуацией.

Что такое внутренняя пружина?

Бывает, что малыш привыкает стараться, чтобы его похвалили. Но чаще всего, ему не позволяет расслабиться и проживать свое детство именно эта внутренняя пружина, сжатая до максимума.

  • Она постоянно заставляет соответствовать, быть первым, достигать результатов быстро и качественно. Маленький гиперответственный человек всегда поможет, держит под контролем поведение всех близких, знает, где кто-то из членов семьи что-то забыл и прочее.
  • Психологи склонны считать, что такое поведение не сформировано семьей, а, скорее, привито обществом. Есть определенная склонность, а социум лишь помогает развить сначала небольшую ответственность в гиперответственность.
  • Наверняка, многие узнали в данном описании своих детей-отличников. В этом случае необходимо знать, что эту внутреннюю пружину нужно и можно ослаблять.

Учимся разжимать внутреннюю пружину

Важно начинать упражнения с маленького возраста. Это никак не скажется на успеваемости, но ребенок при этом будет физически чувствовать себя намного лучше, и нервная система не будет страдать. Вы должны периодически говорить своему ребенку такие слова:

  • “За эту ситуацию ты отвечать не должен”.
  • “Ты не обязан отвечать за все, что происходит вокруг”.
  • “Ты можешь пока отдохнуть, а в данном вопросе мы справимся сами”.
  • “За данную тему ты можешь получить 4, а не 5. Это будет хорошим результатом”.
  • “По это предмету 4 вполне достаточно”.
  • “Самое важное – не результат, а твое самочувствие и настроение, пока ты стремишься к этому результату. Давай постараемся жить “здесь” и “сейчас”.

Ответственный ребенок – удобно для взрослых?

Если спросить себя честно, то ответ положительный. И, желательно, родителям признаться в этом себе честно. Действительно, такой ребенок – настоящая находка: сам сделает уроки, сам поиграет и найдет неопасное развлечение. Переживания сводятся к минимуму.

Когда в семье начинаются тяжелые времена или кризис, что чревато разводом, то ответственный ребенок начинает постепенно исполнять задачи взрослых. Именно они в состоянии отчаяния и растерянности начинают перекладывать свои обязанности на ребенка.

Это касается не только физической помощи, но и эмоциональной нагрузки. В итоге сын или дочка занимают позицию взрослого, а родители (или один из них) – позицию несчастной жертвы, обиженной судьбой.

Вместо того, чтобы освободить ребенка от гнета взрослых проблем, родители еще больше нагружают его. Это категорически неприемлемо для детской несформировавшейся психики. В результате дети не выдерживают ситуации и срываются.

Совет: Уважаемые родители! Помните, что не вы родились у своего ребенка, а он у вас! У него период детства, а вы обязаны обеспечить ему счастливые годы. Если малыш прекрасно учится, то это не значит, что он должен быть взрослым не по годам.

От чего следует отказаться педагогам в школе

Все в жизни меняется, и воспитательная, учебная система тоже. Но некоторые задания по-прежнему не только не развивают и не раскрывают в детях творческий потенциал, но и еще больше загоняют их в рамки. А это устаревшее направление, потому что все мы разные. И никогда не сможем стать одинаковыми.

Равнение на “образец”

  • Малыш с повышенным уровнем ответственности часто подпадает под влияние этой дошкольной и школьной практики.
  • Даже на уроках труда необходимо смотреть на готовый образец и сделать так же. Хорошую отметку получает тот, кто выполнит работу наиболее похожей.
  • Но ведь это невозможно, потому что каждый ребенок особенный, и видит мир по-своему. А педагоги представляют единственный правильный вариант, которому заставляют следовать всех. Дети-отличники очень стараются сделать точно так же, а если не получается, то нервное напряжение возрастает.

Задания на скорость

  • Самые неприятные для детей задания. Хотя бы потому, что у каждого ребенка своя “шкала” скорости.
  • Один делает быстро, другой медленно, но качественно. А ответственные дети изо всех сил стараются сделать лучше всех, но не всегда получается. В результате – очередной стресс.

В итоге этих и аналогичных задач, которые регулярно ставятся в детских садах и школах, дети с повышенным чувством ответственности становятся детьми с повышенным уровнем тревожности.

Регулирование ответственности – помогаем ребенку

Проблема в том, что дети не умеют регулировать этот процесс, а способность к саморефлексии только развивается. Поэтому взрослым необходимо помочь.

  • Замените понятие “ответственность” на понятие “достоинство”, чтобы малыш понимал, как определять свое состояние. Подберите несколько фраз, ориентируясь на возраст, обстоятельства. Пример: ” Ты видишь и замечаешь намного больше и лучше, чем остальные, поэтому остановись и подожди, пусть другие так же хорошо научатся замечать мелочи”.
  • Часто ребенок-отличник агрессивно реагирует на ситуацию, когда что-то не получается. Он начинает обвинять остальных. Нужно понимать, что это не нападение, а всего лишь форма защиты. Поэтому, чтобы успокоить ребенка, подтвердите его невиновность. Важно научить принимать проигрыш или случаи, когда от ребенка ничего не зависит.
  • Если ваш школьник напряжен постоянно, это проявляется даже физически: в речи и тонусе мышц, то поможет массаж, бассейн или простое катание на качелях.
  • Занимайтесь чаще творчеством: рисуйте, лепите, выполняйте задания без четко сформулированной итоговой задачи, приобретите ребенку кинетический песок.
  • Говорите, что отдых не менее важен, чем работа. Пример в цикличности всего живого: все ночью спит, а днем бодрствует. Природа зимой отдыхает, а летом деревья и цветы растут и цветут.
  • Делайте дыхательные гимнастики, где регулируется вдох и выдох. Равномерный ритм поможет ребенку расслабляться вовремя.

Самое важное: показывайте пример, подтверждайте убеждения поступками. На выходных выходите на природу, читайте книги и общайтесь побольше. Если вы видите, что ребенок напряжен при выполнении урока, то отставьте в сторону тяжелое задание, а учителю объясните, что малыш не справляется. И это не страшно, а нормально. Ведь главное, чтобы он был не несчастным отличником, а счастливым ребенком!

Источник: rebenokmama.ru