Из-за пандемии любому третьему россиянину пришлось обратиться в МФО

Практически любой 3-ий россиянин (29%) был обязан в первый раз занять средства в микрофинансовых организациях (МФО) в марте – июне текущего года, свидетельствуют результаты исследования платежного сервиса Qiwi, опросившего наиболее 1000 человек, пользовавшихся услугами МФО в крайний год. Половина из их взяла от 1-го до 3-х микрозаймов.

В целом 20% респондентов признались, что во время пандемии стали брать займы почаще, чем ранее. Еще 19% заявили, что обращались в МФО с прежней частотой. Зато любой десятый стал созодать это пореже, а любому пятому (22%) совершенно никогда не пришлось пользоваться услугами микрофинансистов в течение всего карантина. В марте – июне 43% опрошенных брали от 1-го до 3-х займов, но третья часть респондентов (31%) обращалась в МФО 6 и наиболее раз.

Более нередкой предпосылкой воззвания в МФО была покупка продуктов первой необходимости – 52% опрошенных указали конкретно ее. Третья часть (30%) респондентов были обязаны взять заем, чтоб перекредитоваться и погасить иной кредит. Еще 17% брали средства на исцеление, а 15% – на оплату ЖКУ. Любой десятый (11%) за счет кредитов решал вопросец с покупкой одежки и обуви. Подавляющее большая часть заемщиков (90%) брали взаем не наиболее 20 000 руб., а у 71% сумма была наименее 10 000. Для половины клиентов МФО (48%) размер заимствований оставался этим же, что и до пандемии, но третья часть (33%) была обязана прирастить свои долги.

Ранее по теме: ЦБ сказал о падении размеров выдачи микрозаймов до уровня 2018 года

Практически 60% опрошенных признали, что погашать свои долги во время пандемии сделалось сложнее. Посреди тех, кто оформил заем в первый раз, в таковых сложностях возврата признались 66%. Но большинству (79%) удалось погасить свои долги к сентябрю. Тем не наименее любой 5-ый так и не сумел этого создать. Эпидемия и введение ограничений ухудшили вещественное положение россиян. Большая часть (70%) заявило, что уровень доходов у их снизился, в том числе из-за утраты работы (31%), неоплачиваемых отпусков (18%) либо расходов на исцеление (16%).

Во время пандемии часть людей оказалась отрезана от банковских услуг и обязана была перейти в МФО. Но этот тренд начался намного ранее, утверждает директор департамента кредитных рисков «БКС банка» Сергей Хайруллин. «Еще в январе все три главных БКИ [бюро кредитных историй] зафиксировали понижение выдач необеспеченных кредитов физическим лицам, – ведает он. – Банки начали почаще отказывать в выдачах в том числе из-за общего роста долговой перегрузки. Главный предпосылкой этого сделалось падение настоящих доходов населения, наблюдаемое уже в течение длительного времени».

Эксперт отмечает, что займы в МФО берут, обычно, самые незащищенные слои населения, потому этот тренд не может не вызывать обеспокоенности и за людей, которые обязаны брать кредиты под огромные проценты, и за банки, которые растеряют часть клиентской базы и долю собственных доходов. «При всем этом улучшение ситуации зависит сначала от конфигурации общего экономического фона и восстановления экономики, на которое, по различным оценкам, уйдет от 3-х до 5 лет», – показывает Хайруллин.

Ранее по теме: ЦБ предупредил о последствиях роста числа россиян с несколькими кредитами

По данным Банка Рф, на конец II квартала насчитывалось 11,5 млн заемщиков МФО, что никак не может составлять третья часть россиян, колеблется в точности оценок Qiwi директор СРО «МиР» Лена Стратьева. Средняя сумма займа, по ее словам, и правда была в границах 20 000 руб. «Мы вправду узрели рост спроса со стороны населения на микрозаймы в марте – июне, – подтверждает она. – Но, подчеркну, не всплеск, а конкретно маленький рост. Касался он в главном, по понятным причинам, онлайн-игроков. Совместно с тем количество настоящих выдач по рынку не показало аналогичной динамики».

Этому, по ее словам, помешали два сдерживающих фактора. 1-ый заключается в том, что МФО, как и банки, стали почаще отказывать в займах. «В большинстве собственном участники рынка с первых же недель пандемии стали ужесточать скоринг, и к июню уровень одобрений у больших компаний, к примеру, свалился в среднем на 10–15 п. п. в сопоставлении с мартовскими показателями», – отмечает Стратьева.

2-ой фактор – из-за эпидемиологической обстановки почти все офлайн-игроки тоже были обязаны остановить либо уменьшить выдачи. «Таковым образом, клиентский поток уплотнился, т. е. часть заемщиков, что подразумевала получить заем в этих компаниях, была переориентирована на остальных игроков», – гласит Стратьева.

Пик просрочки, по ее словам, у большинства компаний пришелся на летние месяцы, но ситуацию недозволено именовать драматичной. «Да, посреди клиентов МФО довольно много тех, кто не сумел подтвердить падение собственного дохода в рамках кредитных каникул, но большая часть компаний параллельно открыли внутренние программки реструктуризаций, – резюмирует эксперт. – Потому, если компании продолжат придерживаться политики сдерживания, приметного роста просрочки получится избежать и в рамках 2-ой волны».

Обсудить Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на веб-сайте

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий