Как Скотт Фрэнк возвращает сексуальность шахматам «Ходом царицы»

За 1-ые четыре недельки опосля премьеры 23 октября «Ход царицы» поглядело наиболее 62 млн человек. А посреди всех телесериалов Netflix лидирует «Ведьмак» с 76 млн просмотров.

Редчайший вариант – «Ход царицы» сумел получить 100% хвалебных отзывов на веб-сайте Rotten Tomatoes. Количество запросов в поисковике со словом «шахматы» в Гугл возросло в два раза, а запросов «как играться в шахматы» достигнуло девятилетнего пика, гордо отмечает Netflix.

Интернациональная шахматная федерация сказала о повышении энтузиазма к чемпионату мира, который должен состояться в последующем году. Запросы «наборы для шахмат» на eBay выросли на 250%, а компания Goliath Games отчиталась о 170%-ном росте продаж шахмат. Количество новейших игроков на Chess.com возросло впятеро, в главном за счет людей от 18 до 24 лет, лишь начинающих учиться шахматам. Толика дам посреди вновь зарегистрировавшихся незначительно выросла – 25% заместо средних 22%. Ради вербования внимания веб-сайт добавил новейшую опцию при выбирании трудности игры. Соперницей можно назначить главную героиню телесериала в разном возрасте – от 8 до 22 лет.

Кадр из телесериала «Ход царицы» /Netflix

Роман Уолтера Тевиса 1983 г., легший в базу сценария, желали экранизировать почти все режиссеры, включая Бернардо Бертолуччи. А сделал это Скотт Фрэнк – человек, которого не раз номинировали на «Оскар», и который снял кинофильм, общепризнанный самым сексапильным в истории кино – «Вне поля зрения».

На создание «Хода царицы» Фрэнк издержал десяток лет. Вообщем, он постоянно так медлительно работает, даже если Стивен Спилберг просит его по-быстрому переписать за сотрудником сценарий «Особенного представления».

1-ые сценарии и 1-ые номинации

Фрэнк родился в Форт-Уолтон-Бич (Флорида) 10 марта 1960 г. Позже семья переехала в Калифорнию, где он закончил Калифорнийский институт в Санта-Барбаре, а в 1984 г. – аспирантуру в AFI Conservatory – личной киношколе в районе Голливуд-Хиллз (Лос-Анджелес). Карьеру он начинал с документальных кинофильмов. Но уже в 1988 г. Марта Кулидж выпустила по его сценарию молодежную комедию «В гражданском» (Plain Clothes) – о полицейском, который идет в школу под видом ученика, чтоб снять с младшего брата подозрение в убийстве.

Через три года вышли сходу две принципиальных работы по сценариям Фрэнка. «Умереть поновой» (Dead Again, 1991) режиссера Кеннета Браны был номинирован сходу на несколько популярных премий. И если номинации на премию Английской Академии кино и телевидения (за наилучшую роль второго плана) и «Золотой глобус» (за наилучшую музыку) с трудом можно поставить в заслугу Фрэнку, то выдвижение на «Золотого медведя» и премию Эдгара Аллана По за наилучший кинофильм стоит записать и на его счет. The New York Times писала: «Сценарий Фрэнка заполнен столькими событиями, что их хватит на три обыденных истории».

Как Фрэнк стал писателем

Фрэнк не только лишь сценарист и режиссер, да и писатель. В 2016 г. вышел его 1-ый и пока единственный роман «Шейкер» (Shaker) – преступная драма, действие которой разворачивается в Лос-Анджелесе через некоторое количество дней опосля мощного землетрясения. Прорабатывать идею романа он начал еще в 1994 г. Писательство было для него «разминкой для разума» – методом приятно издержать незначительно времени, чтоб отвлечься от еще одного сценария.
«Я написал сотку страничек, выкраивая по 20 минут из работы над сценариями. Но позже запамятовал о романе на долгие годы, – говорил он блогу Slashfilm. – У меня родились один из остальным трое деток, возникла ипотека, школы, за которые было надо платить». Перед тем как начать «Прогулку посреди могил» (2016), он возвратился к книжке. Фрэнк решил, что необходимо создать выбор: писательство остается хобби либо станет кое-чем бОльшим? Он выслал рукопись знакомому редактору, попросив сказать честно – заканчивать ему труд либо выбросить в корзину? Тот похвалил произведение, и Фрэнк отправился на поиски издателя.

2-ой кинофильм именовался «Небольшой человек Тейт» (Little Man Tate, 1991). От плана до его сотворения прошло 10 лет – это был 1-ый настоящий сценарий, написанный Фрэнком в жизни. «Обычно на 1-ый подготовительный рисунок сценария уходит не меньше года, но за этот период времени я извожу 10-ки черновиков», – говорил он (тут и дальше цитаты по веб-сайту ScreenPlay).

Работа над сценарием началась в 1981 г. Фрэнк обучался на первом курсе, Иран лишь что высвободил американских дипломатов, захваченных во время исламской революции. «В США студенты перед посольством [Ирана] жгли всякую пакость и орали, как как будто им было 11 лет», – вспоминал Фрэнк. Его это раздражало. Он решил высказать однокурсникам недовольство при помощи серии колонок в студенческой газете, написанных от лица восьмилетнего мальчугана, который разбирается в политике лучше пользующегося популярностью телеведущего Теда Коппела. Он даже выдумал рубрику: «Небольшой человек Тейт».

Кадр из кинофильма «Небольшой человек Тейт» /Orion Pictures

«Практически постоянно я начинаю с персонажа Когда я пробую отталкиваться от концепции, а не персонажа, то в итоге застреваю, – гласил он. – Я начинаю работу с того, что записываю, кто эти люди. Я думаю о том, что они желают. Что они страшатся? Потом, в процессе сценария, я стараюсь смотреть за тем, чтоб они сталкивались с как можно огромным количеством конфликтов на пути или к получению того, что они желают, или на пути к тому, чтоб не получить это».

Фрэнк стал мыслить, как живется молодому гению Тейту, что ощущает его мать, и у него в голове выстроилась целая история. Когда на крайнем курсе студентам задали написать сценарий, он сходу вспомянул про Тейта. Серию газетных колонок Фрэнк так и не сделал, а вот сюжет кинофильма в итоге возник. В нем мама встает перед выбором: дать малыша в школу для гениев и лишить его юношества либо же продолжить жить как обыденные люди.

Фрэнк знакомится со Спилбергом

В следующие годы Фрэнк работал над сценариями «Готова на все» (Malice, 1993) с Николь Кидман и Алеком Болдуином в основных ролях, «Достать коротышку» (Get Shorty, 1995) с Дэнни Де Вито и Джоном Траволтой, за который был номинирован на «Золотой глобус» за наилучший сценарий и премию Гильдии сценаристов США, и триллером «Пленники небес» (Heaven’s Prisoners, 1996), где Алек Болдуин не только лишь сыграл главную роль, да и был продюсером.

Первую номинацию на «Оскара» за наилучший сценарий принес Фрэнку кинофильм «Вне поля зрения» (Out of Sight, 1998) Стивена Содерберга. А несколько премий за этот сценарий он выиграл – его одарили Гильдия сценаристов США, Ассоциация детективных писателей Америки (премия Эдгара Аллана По), Национальное общество кинокритиков и Общество кинокритиков Бостона. Самой необыкновенной регалией сделалось признание уже в сегодняшнем тысячелетии «Вне поля зрения» самым сексапильным фильмом в истории кино по версии журнальчика Entertainment Weekly.

Естественно, в главном благодарить за это нужно исполнителей основных ролей Джорджа Клуни и Дженнифер Лопес – да и Фрэнк тоже занес собственный вклад.

Фрэнк стал одним из экспертов, с которыми Стивен Спилберг консультировался по поводу доработки сценария «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan, 1998). С того времени он грезил поработать с сиим режиссером – и мечта скоро сбылась, хотя позже он оказался этому не рад.

Своим самым удачным сценарием, сделанным на базе имеющегося произведения, Фрэнк как-то признал «Особенное мировоззрение» (Minority Report, 2002) по рассказу Филипа Киндреда Дика. «Как буквально ты следовал сюжету рассказа?» – задал вопрос его сценарист Том Лазарус в интервью для собственного веб-сайта. «Ни на сколько. Мне не приглянулся рассказ», – дал ответ Фрэнк.

Кадр из кинофильма «Особенное мировоззрение» /20th Century Fox

«В рассказе [«Особое мнение»], увлекательном исходя из убеждений концепции, нет некартонных персонажей и сюжет прямо противоположен тому, каким должен быть кинофильм. В конце истории герой жертвует собой ради на сто процентов фашистской системы правоохранительных органов. Его подставил некий армейский юноша, которого вы не понимаете и за которого даже не переживаете», – вспоминал Фрэнк (тут и дальше цитаты по ScriptMag).

Работа над «Особенным воззрением» началась еще в 1997 г., но без роли Фрэнка. Сценарий писал Джон Коэн. В январе 1999 г. Спилберг в очередной раз прочел его творение и позвонил Фрэнку с просьбой переписать сценарий. «Он произнес, что они с Томом Крузом планируют приступить к съемкам к лету. Меня не заинтересовывала научная фантастика, не хватало времени, и были остальные обязательства», – вспоминал Фрэнк. Не нравился ему и сжатый срок – всего полгода. Но он не мог отказать Спилбергу и Крузу. «Я решил, что напишу около 40 страничек, покажу их Стивену, он усвоит, что избрал не того парня, и я расслабленно вернусь к главный работе», – решил схитрить Фрэнк. Но Спилберг одобрил его идеи. К тому же возникло больше времени. Круз работал над «Миссия неосуществима – 2» (Mission: Impossible II, 2000) в Австралии, и съемки кинофильма повсевременно затягивались.

Так что у Фрэнка оказался в распоряжении целый 1999 год, за который он написал 10-ки черновиков. Позже Спилберг отвлекся на съемки «Искусственного разума» (Artificial Intelligence: AI, 2001), и Фрэнк тоже забросил работу над сценарием. В январе 2001 г. дело закрутилось вновь.

Фрэнк признает, что он не поклонник научной фантастики. Не считая «Дюны» он ничего не читал. Книжек Филипа Киндреда Дика даже в руки не брал, хотя знал, что по его произведениям сняты «Бегущий по лезвию», «Вспомянуть все», «Крикуны» и почти все остальные известные киноленты. 1-ый работавший над текстом сценарист, Коэн, тоже не был фанатом фантастики, но практически все девайсы и определение в дальнейшем людей по радужной оболочке глаза выдумал он. А Фрэнк в главном занимался проработкой персонажей.

Работа его увлекла. «В которой-то момент, когда я писал «Особенное мировоззрение», начался сезон страшных дождиков, да еще за моим окном шла стройка, стучали молотки, здание практически сотрясалось любые 15 секунд, и всегда слышался этот чертов писк, который издают едущие задним ходом грузовики, а строители кричали друг на друга. Полный бардак. И как как будто этого было не много, в моем кабинете протек потолок. Итак, у меня в кабинете идет дождик, снаружи грохочет – а я пишу», – говорил он журнальчику Creative Screenwriting.

Эта работа принесла ему премию «Сатурн» за наилучший сценарий.

Самый стыдный сюжет

О кинофильме «Полет Феникса» (Flight of the Phoenix, 2004, римейк одноименной картины 1965 г. по роману Эллестона Тревора) Фрэнк не весьма любит вспоминать. «Я задумывался окончить за три недельки, а прошло 6, семь, восемь месяцев. В конце концов я ушел из проекта. Поэтому что я желал создать совершенно другое кино, и [режиссер с продюсером] желали как бы такого же, но позже поняли, что я собрался сделать что-то весьма мрачное Они произнесли, что раз они собираются издержать $60 млн (фактический бюджет составил $45 млн. – «Ведомости»), нужна звезда, которая выручит всех в конце кинофильма Дескать, ты не можешь вынудить головного героя сойти с разума, – говорил Фрэнк в интервью Тому Лазарусу. – По моим прикидкам, над сценарием опосля меня потрудилось еще человек восемь».

Кадр из кинофильма «Полет Феникса» /20th Century Fox

Фрэнк даже подумывал о том, чтоб убрать свое имя из титров. «Но я ощущал, что это было бы неописуемо антагонистическим поступком по отношению к студии, к которой я не питал неприязни. Я отлично ладил с парнями из [20th Century] Fox», – разъяснял он (тут и дальше цитаты по журнальчику Screenwriter’s).

Последующей его работой стал крайний художественный кинофильм Сидни Поллака «Переводчица» (The Interpreter, 2005). Как и Спилберг, Поллак позвал Фрэнка переписать уже сделанный сценарий: «Поллак желал сохранить почти все концептуальные элементы, но переработать историю это был достаточно смешной сценарий, который написал Чарльз [Рэндольф], но он заканчивался негожим поворотом сюжета». Режиссеру и Фрэнку не понравилось, что в конце оказывалось: всю интригу основная героиня придумала. В мае 2003 г. Фрэнк пообещал за 5 недель переработать концовку, поэтому что уезжал отдыхать на все лето. Обыкновенно, стремительно создать ничего не вышло. Поллак прислал замечания и пожелания к тому, что Фрэнк успел написать, – и в осеннюю пору он опять засел за сценарий. И не отрывался от него до февраля.

1-ый блин

В 2007 г. Фрэнк в первый раз представлял кинофильм в качестве режиссера. Сценарий для ленты «Обман» (The Lookout) он написал еще в 1997 г. «Я знал человека, у которого была достаточно суровая травма головы, и на моих очах его личность поменялась практически за ночь, – говорил Фрэнк (тут и дальше цитаты по интернет-изданию IndieLondon). – Приблизительно тогда же я прочел о малеханьких банках в сельских районах страны, которые получали много средств для субсидий фермерам. Эти банки находились в маленьких городках и не имели особенной защиты. Некие строения даже не строились как банки – это были бывшие автомобильные салоны либо что-то в этом роде. И мне было любопытно, почему никто их не ограбил». В которой-то момент эти два познания совместились в один сюжет.

Но Фрэнк никак не мог отыскать режиссера, который бы взялся экранизировать эту историю. Сэм Мендес планировал заняться сиим опосля «Красы по-американски» (American Beauty, 1999), но потом увлекся «Окаянным методом» (Road to Perdition, 2002). Позже заинтересовался Дэвид Финчер, но избрал «Зодиак» (Zodiac, 2007).

Кадр из кинофильма «Обман» /Miramax

«Итак, у меня на руках был сценарий, который мне весьма нравился, – вспоминал Фрэнк. – Опосля отказа Дэвида [Финчера] я решил, что сам его сниму». Эта затея тоже чуток не сорвалась. Продюссер Роджер Бирнбаум условился о софинансировании кинофильма с DreamWorks. В крайний момент те решили, что не желают рисковать. К счастью, Бирнбаум оказался верным слову и совместно с партнером выложил $16 млн. Кинофильм получил отличные отзывы, но DreamWorks была права: он собрал в прокате в три раза меньше бюджета.

Съемки тоже не задались. Заместо Величавых равнин они проходили в Канаде, потому что пейзажи похожи, а снимать там дешевле. «Погода была страшная. Было весьма холодно, минус 30 и ниже, а мы еще работали под открытым небом ночами. Нередко я спрашивал себя, перехожу я к последующей сцене поэтому, что получил хотимое, либо же потому что ощущал себя весьма замерзшим и злосчастным, – сетовал Фрэнк. – В одной локации всегда лил дождик. Мы возвратились туда через четыре недельки – и там опять был дождик! Мы двигались туда ради снега, но дождик растопил все сугробы, и пришлось отрисовывать их на компе».

Зато этот кинофильм преподал Фрэнку весьма принципиальный урок: «Я задумывался, что мои сценарии повсевременно портят режиссеры, пока сам не побыл режиссером. Оказалось, все было напротив, и мне весьма подфартило, что я работал с этими режиссерами».

Как поменялся кинобизнес

В последующих 2-ух фильмах Фрэнк выступал сценаристом: «Марли и я» (Marley & Me, 2008) и «Росомаха: Бессмертный» (The Wolverine, 2013). Потом опять попробовал силы как режиссер в «Прогулке посреди могил» (A Walk Among the Tombstones, 2014) по роману Лоуренса Блока. 2-ая попытка оказалась лучше – при бюджете в $28 млн сборы были практически в два раза больше. «Трудности было две. Отыскать 50-летнюю звезду, которая захотит в нем сняться. Это было весьма мрачное кино, – говорил Фрэнк на страничках Screenwriter’s. – И весьма трудно было найти студию, готовую вложить средства». Согласилась Лиам Нисон и Universal Pictures.

Сейчас крайняя работа Фрэнка в кино – кинофильм «Логан» (Logan, 2017) по комиксам Marvel о людях Икс. С самого начала видно, что это не обыденный кинофильм о супергероях. Герои комиксов изредка смотрятся таковыми сломленными и подавленными. Но кинофильм принес Фрэнку и двум остальным сценаристам номинацию на «Оскара».

Кадр из кинофильма «Логан» /20th Century Fox

Опосля «Логана» Фрэнк сетовал, что не любит снимать киноленты о супергероях. Ну и кинобизнес за крайние пару лет очень поменялся. «Экономика кино иная, и процесс смотрится по другому, – гласил он в подкасте Recode Media. – Вы сможете снять кинофильм за $10 млн, но, если этот кинофильм важен студии, они издержут наиболее $30 млн на его продвижение. Издержки на маркетинг большие. Маркетинг стал собственного рода храмом для бизнеса». Если ранее творческое подразделение студии давало разрешение на съемку, а уже позже готовый продукт попадал к рекламщикам, то сейчас глава отдела маркетинга играет огромную роль в принятии всех решений о фильмах, констатировал Фрэнк.

Дамы с ружьями

Фрэнк писал сценарии для отдельных эпизодов сериалов и даже в 2011 г. стал режиссером-сценаристом эпизода «Бесстыдников» (Shameless, 2004–2013). Но он сетовал, что на телевидении все приходится созодать еще резвее, чем он привык. «Я получаю наслаждение от написания сценария, от решения заморочек, пока я пишу. Процесс – вот что для меня самое приятное. Стоять в глубине кинотеатра, глядя оконченный кинофильм, пытаясь отыскать в этом ублажение… Все это весьма призрачно», – гласил он Лазарусу.

Совершенно другое дело мини-сериалы, в каких Фрэнк выступает и сценаристом, и режиссером всех эпизодов. Первым таковым стали «Позабытые богом» (Godless, 2017). Сценарий для него в наилучших традициях Фрэнк написал еще в 2004 г. для полнометражного кинофильма. «Честно говоря, я просто желал попробовать написать вестерн, – разъяснял Фрэнк интернет-изданию Deadline. – Это был жанр, в каком я еще не пробовал работать».

Кадр из телесериала «Позабытые богом» /Netflix

Но сценарием никто не заинтересовался. В наши деньки, когда телесериалы стали больше и больше прогуляться на кинофильмы, а не мыльные оперы, он растянул сюжет на 6 часовых эпизодов и предложил Netflix и HBO. «Заинтересовались оба, но Netflix был готов начать съемки прямо на данный момент, – говорил Фрэнк интернет-изданию Gold Derby; в процессе съемок произведение разрослось до 8,5 часа, и его разбили на семь эпизодов. – В формате мини-сериала, транслируемого на Netflix, «Позабытых богом» поглядело еще больше людей, чем увидело бы в кинозале».

Формат мини-сериала Фрэнку приглянулся: «Вы не так спешите и рассказываете отдельные истории из жизни персонажей», – гласил он Deadline. Правда, если сначала века мысль дамского вестерна казалась свежайшей и необыкновенной (дело происходит в поселке, где мужчины погибли по время злосчастного варианта в шахте), то к моменту выхода телесериала она утратила новизну. Тем не наименее мини-сериал в 2018 г. получил 12 номинаций на «Эмми», из которых три выиграл – за наилучшие мужскую и женскую роли второго плана и музыку. Сценаристская и режиссерская работа Фрэнка осталась без заслуги.

Дама с шахматами

Опосля фуррора «Позабытых богом» Фрэнк предложил Netflix снять мини-сериал про профессиональную шахматистку – и получил «добро». К экранизации романа Уолтера Тевиса «Ход царицы» приценивались такие гранды, как Бернардо Бертолуччи и Уолтер Хилл. А Хит Леджер уже готовился испытать силы как режиссер, но в 2008 г. скоропостижно скончался.

Лет 10 вспять Фрэнк прочел роман – и все эти годы не торопясь писал сценарий. «Самый 1-ый сценарий, который я написал в жизни, «Небольшой человек Тейт», вначале думал как история о расплате за гениальность, но тогда не совершенно удалось это показать, – разъяснял он (тут и дальше цитаты по журнальчику Entertainment Weekly). – Я был очень молод и не осознавал, о чем пишу. Прочитав [«Ход королевы»] я поразмыслил: вот еще наилучший метод раскрыть данную тему».

Кадр из телесериала «Ход царицы» /Netflix

Снимая «Позабытых богом», Фрэнк сообразил, что наилучшее решение – адаптировать «Ход царицы» не для огромного экрана, а для телевидения, что и сделал на пару со сценаристом Алланом Скоттом. Режиссером всех 7 эпизодов стал сам Фрэнк, страстный шахматист: «На сцены с шахматами я растрачивал больше всего времени во время подготовки. Я был одержим поисками метода, как снять эпизоды шахматных партий, сделав их драматичными для людей, не разбирающихся в игре». Решение дал подсказку кинофильм Эдварда Цвика о Бобби Фишере «Жертвуя пешкой» (Pawn Sacrifice, 2015): «Он уверил меня, что не надо демонстрировать доску, – на лицах Льва Шрайбера и Тоби Магуайра отражалось все, что необходимо знать».

Тем не наименее актерам все равно пришлось разыгрывать партии на доске от первого до крайнего хода. «Есть много сцен, в каких вы не видите доску, но актеры все равно перемещают фигуры туда, куда должны, – гордился Фрэнк. – В перерывах меж турнирами я прогуливался вокруг и гласил – мы возвращаем шахматам сексуальность».

Созодать это помогали консультанты: Брюс Пандольфини и Гарри Каспаров. Крайнего Фрэнк умолял сыграть роль «отвратительного парня», русского чемпиона мира по шахматам Василия Боргова. Но получил отказ.

Как шутил Фрэнк на веб-сайте Gold Derby, «Ход царицы» стал для него новеньким опытом: «Никого в нем не застрелили, не изнасиловали и не повесили, приятно было создать что-то для меня необыкновенное».

Обсудить
Подписаться на извещения
Софья Корепанова Культура Анонсы СМИ2 Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на веб-сайте

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий