Кто работает в гиганомике

Всего четыре года назад самой желанной сферой деятельности для российской молодежи была госслужба, а в качестве внештатников-фрилансеров себя видели всего 8% молодых людей. К 2019 г. ситуация изменилась радикально: количество юношей и девушек, мечтающих стать чиновниками, снизилось вдвое до 19%, а число потенциальных фрилансеров, напротив, выросло до 17%, писали «Ведомости». Проведенный компанией Qiwi в сентябре 2020 г. опрос показал, что тенденция сохраняется: почти четверть (23%) молодых людей 16–17 лет уже называют себя фрилансерами или работающими на себя (самозанятыми).

Мировой объем рынка фриланса ежегодно растет: к 2023 г. он увеличится в 1,5 раза до $7,4 трлн, а в России и вовсе удвоится – с $40 млрд в 2019 г. до $82 млрд в 2023 г., прогнозируют аналитики консалтинговой компании PwC в исследовании «Gig-экономика».

Что такое гиганомика

Gig-экономика (или гиганомика) – это модель экономики, основанная на временных рабочих местах и оплате по факту выполненного задания. Ее отличительная черта – поиск клиентов или проектной работы через различные цифровые платформы: биржи фриланса, агрегаторы заказов, классифайды и т. д.

Новые источники дохода в гиганомике находят как люди массовых профессий (водители, рабочие, помощники по хозяйству и т. д.), так и высококвалифицированные белые воротнички – программисты, дизайнеры.

(Подробнее см. статью «Почему компании все чаще нанимают самозанятых».)

«Причины роста популярности идеи самозанятости – как в запросе на такой формат работ со стороны бизнеса, так и в растущем количестве специалистов-фрилансеров и их качестве компетенций. Первые все больше ценят свободу выбора – проектов, графика, а также способа решения конкретных задач. Компании же все чаще под конкретные проекты ищут узкопрофильных специалистов с высоким уровнем компетенций, при этом гибко подстраивающихся под работодателя, и эту тенденцию усилила пандемия. Сегодня, после более чем полугода удаленной работы, стало очевидно, что эффективность при таком формате совершенно не страдает. Тот, кто сумел организовать рабочие процессы удаленно между штатными сотрудниками, уже не боится привлекать к работе специалистов, давно практикующих дистанционный формат», – отмечает CEO платежного сегмента группы Qiwi Андрей Протопопов.

«Свободный труд» фрилансеров может стать даже одним из факторов успешного преодоления последствий пандемии COVID-19, пишут аналитики KPMG в исследовании «Взлет фрилансеров в век роботизации».

/Unsplash

«За счет автоматизации постоянных рабочих мест будет все меньше, зато все большее число компаний будет заинтересовано в независимых сотрудниках, поскольку бизнесу необходимо осваивать новые навыки и повышать производительность, сохраняя при этом гибкость в борьбе с нестабильными условиями, – говорится в исследовании. – А сами работники будут все больше нуждаться в новых источниках дохода. Такой баланс спроса и предложения поможет экономике восстановиться быстрее, чем ожидалось».

Взаимный интерес

Фрилансеры могут предоставить работодателям редкие навыки, которые сложно найти на традиционном рынке труда, отмечают аналитики BCG в своем исследовании «Новые фрилансеры: поиск талантов в гиганомике».

Компании видят во фрилансерах источник дефицитных талантов и опыта, а зарегистрированные на биржах для самозанятых и подобных платформах специалисты предоставляют редкие навыки, которые компаниям сложно найти на традиционном рынке труда штатных сотрудников. Причина проста: обладающие редкими навыками сотрудники не хотят себя связывать традиционными корпоративными отношениями. BCG приводит пример: руководитель из Германии за 1,5 года не смог найти штатного Java-разработчика, хотя и предлагал зарплату на 20% выше рынка плюс исключительные льготы. В итоге он нанял фрилансера. «Качественные трудовые ресурсы стали очень гибкими и подвижными, и удерживать в штате их сложнее», – цитирует PwC Евгения Борисова, партнера инвестиционной компании Kama Flow.

Около 40% руководителей компаний по всему миру ожидают, что в ближайшие пять лет доля внештатных сотрудников внутри их организаций будет расти, показал опрос BCG и Гарвардской школы бизнеса среди 6500 руководителей компаний разных стран, проведенный в 2018 г.

В России фрилансерами (т. е. работающими исключительно на себя) к концу 2020 г. будут 14 млн человек – в 5 раз больше, чем в 2014 г., прогнозируют авторы исследования PwC.

При работе с фрилансерами есть и риски – например, сохранность данных и интеллектуального капитала компании, возможные претензии со стороны надзорных органов при неправильно выстроенном сотрудничестве, но этими рисками можно эффективно управлять, считает партнер, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Михаил Магрилов. Этому поможет выработка стандартов работы с фрилансерами внутри компании, рассказывает он. Она должна включать все аспекты – от более тщательной проверки договоров и внедрения правил, по которым фрилансеры пользуются оборудованием компании, до внедрения дополнительных контрольных процедур силами риск-менеджеров и юристов. Это убережет компанию от проблем при масштабировании модели использования гибкой рабочей силы.

Разумеется, такие риски в теории существуют, но при грамотном подходе их возможно нивелировать, уверен Протопопов. По его мнению, здесь нужна экспертиза по работе с самозанятыми со стороны работодателя и соответствующие компетенции в HR: умение выстраивать юридические взаимоотношения, понимание, для каких позиций самозанятость – оптимальный вариант, а где в силу специфики работы и, возможно, взаимодействия с конфиденциальными данными больше подойдет наемный сотрудник.

Для фрилансеров главный плюс работы на себя – гибкость и возможность выбора проектов, заказчиков, а также работы с несколькими сразу. «Скоро рынок труда станет подобным каршерингу. Человек сможет выйти на двухнедельный проект в компанию и сменить ее, если она ему не понравится», – цитирует исследование PwC Александра Булатова, старшего менеджера по макропроектам «Северсталь менеджмента».

/PhotoXpress

Опрос компании HeadHunter среди 946 фрилансеров в мае 2020 г. показал, что в первую очередь респонденты ценят экономию времени на дорогу (74%), удобный график работы (74%) и работу без привязки к конкретному городу или стране (67%). Есть и минусы: никаких гарантий в процессе работы (63%), самостоятельный поиск заказчиков (63%), по факту отсутствие свободного графика (38%).

Сотрудники теряют то, что 10–20 лет назад называлось job security: пенсию, корпоративный дух с совместными перекурами и празднованием Нового года, полагает Магрилов из PwC. «Это всё рудименты. Кому-то нужно больше свободы, кому-то – меньше, и каждый выберет свое», – сказал он «Ведомости&».

Решения в помощь

Для успешного взаимодействия фрилансеров с компаниями необходимы решения корпоративного сектора, упрощающие его для обеих сторон. При этом сложно сказать, что корпоративный сегмент сейчас ими пресыщен – это только поле для развития, заявляет Протопопов.

Тем временем в Qiwi уже есть ряд реализованных под такие нужды решений. К ним относится, например, сервис «Безопасная сделка», который был разработан для «Авито» и впоследствии подключен к другим маркетплейсам.

Сервис обеспечивает прозрачный и надежный механизм оплаты работ без риска потери денег как для заказчика, так и для исполнителя. Qiwi выступает гарантом сделки, осуществляя резервирование суммы до момента исполнения заказа. Денежные средства в счет оплаты заказа отправляются только после получения подтверждения от площадки. Исполнитель заказа может получить деньги как на «Qiwi Кошелек», так и на карту, эмитированную любым российским банком. В случае спорных ситуаций площадка берет на себя урегулирование конфликта между заказчиком и исполнителем.

Благодаря «Безопасной сделке» пользователи онлайн-площадки Freelance.ru и «Авито» получают максимальные гарантии безопасности платежных операций и исполнения заказанных работ. «Сервис безопасной сделки от Qiwi адаптирован для онлайн-площадок любой сферы, где сотрудничают незнакомые люди: объявления о продаже товаров, маркетплейсы, аренда жилья, прокат вещей, фриланс, оказание бытовых услуг, репетиторство и обучение, курьерские службы и многие другие», – резюмирует Протопопов.

В контуре Qiwi есть и другое решение, регулирующее взаимодействие самозанятых и работающего с ними бизнеса, – это платформа Рокетбанка, которая автоматизирует процесс сотрудничества и оплаты услуг. С помощью платформы самозанятые регистрируют свой статус в Федеральной налоговой службе (ФНС), получают оплату за свои услуги и платят налоги.

Одновременно сервис автоматизирует процессы на стороне заказчика услуг: проверяет регистрацию физлица как самозанятого, позволяет получать от него чеки и перечислять ему деньги на карту Рокетбанка. Компании могут работать с сервисом как с помощью API, так и через веб-интерфейс.

Тиктокеры и стримеры

В гиганомику охотно включается молодежь. Это обусловлено тем, что ее ключевые профессии подразумевают работу на себя, а это один из запросов, который мы наблюдаем со стороны зумеров, комментирует Протопопов. При выборе работы поколению Z важны баланс между работой и личной жизнью, гибкость и различные бонусы, говорится в исследовании Deloitte «Добро пожаловать в поколение Z».

Поколение фрилансеров

Проведенный Qiwi в сентябре опрос показал: почти четверть – 23% – молодых людей 16–17 лет называют себя фрилансерами или работающими на себя. В целом же за последний год работали 42% респондентов этого возраста, почти половина из них – офлайн: грузчиками, клинерами и проч. В опросе приняли участие 1399 человек в возрасте от 14 до 22 лет по всей России.

Источник: опрос Qiwi

«Профессии «новой экономики» – блогеры, стримеры, веб-мастера – позволяют самостоятельно определять как объем работы, так и уровень своего дохода. Учитывая, что спрос на эти специальности будет только расти, для них должны создаваться как финансовые решения, так и регуляторное поле. Мы ожидаем, что развитие в этих сферах будет сопряжено с дальнейшим ростом гиганомики, и понимаем, что для успешного развития новых профессий финансовый сектор должен идти в ногу с трендами экономики и адаптировать свои решения под возникающие задачи», – отмечает Протопопов.

Блогер – профессия будущего, которая уже формирует тренды как медиаповестки, так и потребления и общественного мнения в целом. Сегодня блогеры – своего рода люди-бренды, привлекающие все больше внимания общества, а основная их аудитория – молодежь, что объясняется просто: сами блогеры – выходцы из молодежной среды, осваивающие новые технологические платформы.

/Unsplash

Представители этой профессии, по сути, «персонализированные СМИ» или «рукотворные медиа», приводит «Российская газета» слова преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ Виктора Майклсона. Это действительно так: свободные от редакционной политики и требований к контенту, они вправе самостоятельно определять, что доносить аудитории, и обладают фактически абсолютной свободой в самовыражении. Именно такая независимость и привлекает в блогинг – как в качестве зрителей, так и в качестве желающих себя в нем попробовать.

Сегодня блогинг стал более «осмысленным» как профессиональная сфера деятельности: развитие блога предполагает формирование контент-плана, аналитику своей аудитории и ее интересов, знание текущих трендов и инструментов вовлечения аудитории. Шансы на успешный опыт ведения блога увеличивает и наличие некоторых академических знаний: например, блогеры активно обращаются к законам драматургии, чтобы наиболее эффективно выстроить повествование и захватить внимание аудитории.

Именно быстрое развитие этого рода деятельности, преобразование его в полноценную профессию, предполагающую наличие определенных навыков и знаний, обусловило формирование рынка курсов блогинга. Сегодня его игроки предлагают обучение самым разным аспектам ведения блога – от продакшена сторис и копирайтинга постов до способов создания визуала и даже юридических нюансов ведения блога.

Блогеры на подъеме

Журнал Forbes в августе опубликовал топ-15 российских блогеров, которые больше всех зарабатывают в сети Instagram. Почти треть в нем заняли те, кто стал известным именно благодаря блогингу: Ида Галич (доход – $0,85 млн), Алина Левда ($0,76 млн), Настя Ивлеева ($0,61 млн), Валерия Чекалина ($0,61 млн).
Среди YouTube-блогеров таких еще больше (9 из топ-15) и доход их выше: Валентин Петухов ($3,4 млн), Антон Лапенко ($0,98 млн), Дима Гордей ($0,98 млн), Дима Масленников ($0,78 млн), Константин Заруцкий ($0,66 млн), Николай Соболев ($0,6 млн), Эрик Давидыч ($0,51 млн), Андрей Ширгин ($0,49 млн), Алишер Моргенштерн ($0,47 млн).
В сети TikTok же правит балом молодежь: по данным Forbes, топ-5 российских тиктокеров – молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, и они уже получают миллионы рублей за счет рекламных контрактов с известными брендами.

Источник: Forbes, август-октябрь 2020 г.

Другая набирающая популярность профессия гиганомики, не уступающая по перспективности блогингу, – стриминг. Стримеры в режиме реального времени ведут интернет-трансляции: проводят компьютерные игры, обсуждают концерты, проводят мастер-классы, комментируют футбольные матчи.

Чтобы поддержать любимого стримера, зрители отправляют ему пожертвования – донаты. Две главные причины, по которым зрители смотрят стримы, – это желание развлечься и отдохнуть и привлекательность личности стримера (и интерес к тому, что он транслирует). Именно это назвали главным мотивом отправки пожертвований подавляющее большинство участников опроса Qiwi, проведенного компанией в конце прошлого года.

/PhotoXpress

Аналитики Qiwi изучили рынок игрового стриминга и доната (в опросе приняли участие более 5700 человек) и выяснили: две трети зрителей стримов – взрослая платежеспособная аудитория, которая смотрит стримы вместо сериалов, чтобы отдохнуть и отвлечься. Оценка рынка – не менее 21,6 млрд руб. в 2019 г., потенциал роста – 20% ежегодно в ближайшие три года. С точки зрения бизнеса ниша стриминга в России развивается и имеет большой потенциал в части рекламной и маркетинговой коллаборации, подчеркивают аналитики Qiwi. Коллаборации со стримерами могут быть особенно интересны брендам, взаимодействующим с взрослеющим поколением Z, ведь оно менее восприимчиво к традиционным каналам взаимодействия, пишет Qiwi.

Блогинг и стриминг – это только вершина айсберга. Пандемия и связанные с ней ограничения показали высокую эффективность удаленной работы и плюсы свободного графика. «Профессии, не привязанные «к земле» (людям, средствам производства, объектам с грифом секретности, госинфраструктуре), выйдут из пандемии с гибкой моделью от 30 до 70% персонала на удаленке. Все изменения уже случились, впереди лишь ограниченная корректировка», – заключает Магрилов из PwC. В ближайшее 5–7 лет будут востребованы дизайнеры виртуальной реальности, инженеры и аналитики интернета вещей, специалисты по нейроинтерфейсингу, онлайн-доктора и биоинженеры, прогнозирует Магрилов.

Сколько зарабатывают молодые фрилансеры

При этом, несмотря на высокий доход в таких новых профессиях, как блогинг и стриминг, далеко не все молодые люди могут похвастаться столь значительными гонорарами. Недавнее исследование показало, что чаще всего подростки получали до 10 заказов в месяц (43%), зарабатывая на одном заказе до 5000 руб. (69%). Суммарно за месяц 39% удавалось заработать до 10 000 руб., почти трети (27%) – от 10 000 до 20 000 руб. Каждый четвертый опрошенный (24%) получал более 20 000 руб. в месяц, следует из опроса Qiwi. Основной способ расчетов – наличные. Их получала половина (51%) тинейджеров в счет оплаты выполненных услуг. На собственную банковскую карту выплаты получали 31% опрошенных, на Qiwi Кошелек – 28%.
Источник: опрос Qiwi

Молодежь получила профессиональный доход

«Сегодня подростки начинают работать уже с 14 лет, для них это возможность не только заработать деньги на карманные расходы, но и определить свой дальнейший карьерный путь. Как показало наше недавнее исследование, многие из них уже слышали о самозанятости и отмечают для себя плюсы такого налогового режима. А если их осведомленность о возможности легко оформить самозанятость с 16 лет возрастет, новый налоговый режим станет для них еще привлекательнее», – отмечает Протопопов.

Миллион самозанятых

Налог на профессиональный доход, специально разработанный для самозанятых, появился в России в 2019 г. Вначале – в пилотном режиме в четырех регионах, а затем постепенно распространился на всю страну. Его главная цель – создание комфортных условий для налогоплательщиков, работающих на себя, для стимулирования их перехода в легальную плоскость. Самозанятым может стать физическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), если у них нет наемных сотрудников. Они платят 4% налога с доходов, полученных от физических лиц, и 6%, если получили доход от юридических лиц. Других обязательных платежей у них нет.
ФНС подсчитала: к концу августа в России зарегистрированы 1 млн самозанятых, они вывели из тени более 130 млрд руб. доходов и заплатили 3,5 млрд руб. налогов.

Закон и раньше не запрещал несовершеннолетним становиться самозанятыми, но сделать это было сложнее: нужно было приобрести полную дееспособность или получить согласие родителей либо попечителей на совершение сделок. С 1 июля 2020 г. этого не требуется: самозанятым официально можно стать с 16 лет.

Сейчас статус самозанятого есть только у 4% подростков 16–17 лет, показал опрос Qiwi, но 27% опрошенных этого возраста планируют получить его в ближайшие полгода. В качестве преимуществ они называют возможность совмещать этот режим работы с учебой или другой работой (34%), возможность работать легально (14%), более простой способ оформления в сравнении с ИП (12%), низкие налоги и возможность оформлять чеки в приложении «Мой налог», а также в сервисах банков для самозанятых, в том числе Рокетбанка (по 10%).

Новости СМИ2 Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку 
и читайте, не отвлекаясь

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий