Продажа активов, которые принадлежат государству, может освободить правительство от необходимости увеличения неких налогов, заявил глава Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин в процессе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам. По его словам, в течение ближайших пяти-шести лет за счет приватизации госимущества можно получать по 200–300 миллиардов руб.

В прошедшем году программка приватизации была исполнена на низком уровне, отмечается в новеньком докладе СП о выполнении бюджета в 2019 г. «В бюджет поступило 11,5 миллиардов руб., которые составляют 88,1% от цели, – указывают аудиторы СП. – Не считая того, это практически на 10% ниже поступлений в 2018 г. (12,8 миллиардов руб.) и на 19,3% меньше от уровня 2017 г. (14,3 миллиардов руб.)». При всем этом из 11,5 миллиардов руб. доходов от приватизации, по данным СП, 7,4 миллиардов руб. было получено в счет погашения задолженности по сделке от 2010 г. Еще 1,9 миллиардов руб. – от реализации «Алросе» смоленского завода «Кристалл» – наикрупнейшго производителя бриллиантов. Как отметил Кудрин, такие результаты, естественно, «не бьются» с точной установкой президента РФ в мартовском послании 2018 г. о том, что толика страны в экономике обязана сокращаться.

Специалисты соглашаются, что в нынешней ситуации приватизация госсобственности окажется для экономики полезнее, чем повышение налоговой перегрузки на бизнес. «Тяжело спорить с Кудриным, поэтому что хоть какое увеличение налогов является бременем для экономики и в той либо другой степени тормозит экономический рост, – гласит ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский. – Получить доходы за счет реализации госимущества исходя из убеждений экономического роста было бы лучше. В Рф сохраняется большой муниципальный сектор, который повсевременно разрастается, что уже сделалось отдельной неувязкой».

В сегодняшних критериях, когда соц сфера просит существенных издержек на борьбу с коронавирусной заразой, а бизнесу нужна поддержка страны в преодолении экономических последствий пандемии, усиление налогового обременения бизнеса и людей может очень плохо сказаться на соц и экономических действиях в обществе, соглашается директор Научно-образовательного центра денег и инвестиций ИФУР РАНХиГС Наталья Бондарчук.

«Вычет должен быть как кэшбэк»

Директор Научно-исследовательского денежного института Минфина – о потенциале облегченного порядка налоговых вычетов

В 2019 г. доходы федерального бюджета были выше установленного показателя на 1,1% и составили 20,2 трлн руб., отмечается в отчете СП. Не считая того, в прошедшем году сложился самый маленький уровень выполнения расходов за 12 лет – 94,2%. В итоге профицит бюджета оказался на 33,3% больше, чем предсказывалось, – практически 2 миллиардов руб., либо 1,8% от ВВП. Но выполнение бюджета в 2019 г. проходило в относительно подходящих критериях, подчеркивают аудиторы СП. Стоимость на нефть марки Urals составляла в среднем $63,8 за баррель, а курс рубля показал высшую степень независимости от колебаний нефтяных цен и в среднем находился на отметке 64,73 руб. за бакс США. Инфляция замедлилась до 3%, как и темпы роста экономики – до 1,3%.

Характеристики уровня жизни населения выросли, хотя их динамика была неоднородной. «При всем этом отрицательная динамика кризисных 2014–2016 гг. ни по пенсиям, ни по настоящим располагаемым валютным доходам населения так и не была возмещена, – говорится в отчете. – В целом за 2019 г. настоящие располагаемые валютные доходы населения выросли всего на 1% при росте настоящей зарплаты на 4,8%, а настоящего размера назначенных пенсий – на 1,5%. Уровень бедности равномерно понижается, но в 2019 г. оставался на довольно высочайшем уровне – 12,3%».

«В 2019 г. бюджет был исполнен с профицитом 1,8%, тем не наименее этот итог недозволено считать непременно положительным, – замечает доктор кафедры экономики и денег публичного сектора Института гос службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина. – По данным Счетной палаты, неиспользованные расходы были значительны – они составили 1,1 трлн руб., что на 44% больше, чем за 2018 г. А в 2020 г. в связи с эпидемиологической ситуацией, политической обстановкой (вероятным введением новейших санкций против Рф) мы увидим весьма приметное изменение характеристик федерального бюджета».

Недостаток бюджета по итогам текущего года Минфин предсказывает на уровне 4,4%. Правительство ждет сокращения доходов до 18,7 трлн руб. и собирается уменьшить расходы до 21,5 трлн руб. Покрыть недочет средств планируется за счет заимствований – незапятнанное вербование может составить 4,4 трлн руб. Но если расходы опять будут исполнены не в полном объеме, объемы заимствований могут быть сокращены.

«Вправду, мы получим по итогам года недостаток порядка 4,5% ВВП, – соглашается Чернявский. – В этом году мы столкнулись с резким снижением цен на нефть, опосля что страны ОПЕК взяли обязательства по сокращению добычи нефти. Сократились и ненефтегазовые доходы. Сразу увеличиваются расходы – необходимо восполнить издержки на здравоохранение, связанные с пандемией, на поддержку населения, хотя бы в виде маленького пособия по безработице, также на поддержку в разной форме разных секторов экономики, более пострадавших». Плюс ко всему федеральный бюджет должен поддерживать регионы, которые утратили в процессе кризиса собственные доходы, и внебюджетные фонды – Пенсионный фонд и Фонд неотклонимого мед страхования, припоминает эксперт.

«Потому поиск и внедрение других источников пополнения муниципального бюджета на данный момент весьма животрепещущи, – отмечает Бондарчук. – Приватизация в объеме 200–300 миллиардов руб. в год дозволит заместить в бюджете потенциально выпадающие налоговые доходы и, может быть, создать приватизируемые активы наиболее экономически ­действенными».

Обсудить
Подписаться на извещения
Макроэкономика и бюджет Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на веб-сайте

Источник: vedomosti.ru