Счетная палата дает пересмотреть условия размещения средств ФНБ

Условия размещения средств фонда государственного благосостояния (ФНБ) нужно пересмотреть, утверждает Счетная палата (СП) в отчете о результатах мониторинга эффективности использования средств фонда. Сравнивая динамику русского ФНБ с иными суверенными фондами, а именно норвежским и азербайджанским, СП приходит к выводу: очень ограниченные требования к размещению средств ФНБ понижают его доходность и тормозят прирост фонда. Так как начиная с марта 2020 г. размер ФНБ уже стабильно выше мотивированного ориентира в 7% ВВП (а именно, на 1 октября, по данным Минфина, размер ФНБ составлял 13 773 миллиардов руб., либо 12,1% ВВП), СП дает законодательно расширить способности для инвестирования средств фонда хотя бы для той его части, которая превосходит этот порог.

Аргументы у СП такие. С формальной точки зрения с ФНБ все хорошо – его размер размеренно вырастает. А именно, с 1 января 2018 г. по 1 января 2020 г. размер фонда возрос в 2,1 раза – с 3,7 трлн руб. (3,6% ВВП) до 7,8 трлн руб. (6,8% ВВП). Как отмечает СП, это вышло благодаря зачислению в ФНБ зарубежной валюты, полученной за счет доп нефтегазовых доходов.

При всем этом ликвидная часть фонда (средства на счетах ЦБ) составила на начало 2020 г. 6,14 трлн руб., либо 5,4% ВВП, а ее толика в общем объеме ФНБ за этот период времени возросла до 79%. Оставшиеся 21% – это субординированные депозиты в русских кредитных организациях, привилегированные банковские акции, депозиты в ВЭБ.РФ, долговые обязательства зарубежных стран и ценные бумаги русских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Доходность счета ФНБ в баксах США в 2019 г. по сопоставлению с 2018 г. выросла в 1,8 раза, в фунтах стерлингов – в 2,4 раза; счет в евро с 2017 г. указывает отрицательную динамику.

Минфину не хватит внутренних ресурсов для наращивания госдолга

У русских инвесторов нет средств на повышение покупок ОФЗ

Но соревнование с иными суверенными фондами ФНБ вчистую проигрывает. За 10 лет, с 2009 по 2019 г., размер русского ФНБ в процентах к ВВП фактически не поменялся, в то время как размер норвежского фонда вырос со 118 до 286% ВВП, а азербайджанского – с 34 до 76% ВВП. В абсолютных значениях норвежский фонд вырос за 10 лет в 2,5 раза, азербайджанский – в три, тогда как русский – лишь в 1,37 раза. В итоге, показывает СП, если в 2009 г. размер норвежского фонда превосходил размер ФНБ (в номинальном выражении) в 5 раз, то в 2019 г. – уже наиболее чем в 9 раз. «Структура активов норвежского фонда отражает ценность вложений в акции, – отмечается в отчете аудиторов. – В 2017–2019 гг. наиболее 66% было вложено в обозначенные инструменты [акции], не наиболее трети – в инструменты с неизменным доходом. Толика вложений в недвижимость не превосходила 3%». При всем этом, показывает СП, в 2018 и 2019 гг. большая часть вложений в акции приходилась на долю высокотехнологических компаний – Apple, Microsoft, Alphabet, Amazon.

На этом фоне размещение средств ФНБ в денежные активы носит еще наиболее ограниченный нрав, отмечают аудиторы. К примеру, отсутствует возможность инвестиций в недвижимость и золото. Как итог – низкая доходность. Не считая того, контрольное ведомство пожаловалось на ограниченность отчетности ФНБ, что не дозволяет создать конкретные выводы о качестве управления его средствами.

«Предстоящая консервация ФНБ не обеспечит стабильности, так как сама по для себя она только способствует сползанию русской экономики в рецессию, в рамках которой и предполагается внедрение накапливаемых средств», – говорится в отчете СП со ссылкой на мировоззрение заведующего лабораторией денежных исследовательских работ Института экономической политики им. Гайдара Алексея Ведева. По словам профессионала, внедрение средств ФНБ – нужное и даже неминуемое условие для поддержания даже незначимого экономического роста, не говоря уже о достижении 5-ого места посреди глобальных экономик. Ведев также отмечает, что недостаток бюджета, образовавшийся из-за неблагоприятной макроэкономической ситуации, может востребовать значимой корректировки планов по ФНБ.

В текущем году ФНБ в конце концов удалось преодолеть священную планку в 7% ВВП, установленную в качестве цели законом о федеральном бюджете на 2019 г. Но нормативных документов, регламентирующих механизм управления средствами ФНБ опосля заслуги 7% ВВП, до сего времени нет, отмечает СП. «Разработанный Минфином в 2019 г. проект федерального закона «О внесении конфигураций в Экономный кодекс» не принят, возвращен на доработку, – объясняет аудитор Алексей Саватюгин. – Главные направления экономной, налоговой и таможенно-тарифной политики тоже в недостаточной степени содержат принципы управления средствами ФНБ по достижении 7%». Специалисты СП считают, что средства «превышения» полностью допустимо инвестировать в наиболее доходные активы, пусть даже и связанные с наиболее высочайшими рисками. 

«Мы ожидаем, что на конец 2020 г. величина фонда составит 12,4–12,5 трлн руб., из которых 8,2–8,3 трлн руб. будут в ликвидной форме», – откомментировал «Ведомостям» заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Рост будет обеспечен благодаря запаздывающим по времени операциям по зачислению доп нефтегазовых доходов – в 2021 г. этого уже не случится, считает он. «Означает, главными факторами динамики ликвидной части фонда будут переоценка и операции Минфина по финансированию недостатка бюджета в 2021 г., – отметил эксперт. – В итоге важного превышения ликвидной частью фонда границы в 7% реально стоит ждать поближе к концу 2022 г., потому время для разработки прозрачных и детализированных норм управления [этими средствами] есть еще».

Обсудить Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на веб-сайте

Источник: vedomosti.ru

Женский мир
Добавить комментарий